Предпринимательница с синдромом отличницы уверена: без умения принимать неудачи как урок бизнес строить сложно.
Правила генерального директора, совладелицы Сибирского офиса «Инталев» Марины Гуляевой
1. Делай свое дело, и успех будет. Очень важно заниматься именно своим, любимым делом, найти его в жизни. И ни в коем случае нельзя делать то, что ты не любишь, в чем не уверен, ценности чего не разделяешь.
Во-первых, работа – это большая часть нашей жизни, на ней мы затрачиваем огромное количество энергии, и если не получаем ее потом обратно (от результатов своего труда, от отзывов довольных клиентов), то возникает дисбаланс, недостаток. Все это не приносит счастья, а даже наоборот. Во-вторых, делать бизнес в сфере, которая тебе не близка, очень сложно. Сложно воодушевить свою команду, сложно убеждать клиентов. Ты должен сам верить в свое дело, тогда поверят другие.
2. Будь лидером. Несомненно, это ключевое качество предпринимателя, решившего делать свой бизнес. Даже в самые трудные времена (для нас это кризис-2008, внутренний кризис 2013-го), в условиях отсутствия проектов, то есть поступления денег вообще, мне нужно было идти вперед и вести свою команду. И если ты настоящий лидер, то тебе поверят, за тобой пойдут. Нужно уметь показывать пример, воодушевлять и уважать свою команду, быть честным с ними и с самим собой.
3. Будь готов к неудаче. Для меня это было очень важным уроком. У меня пресловутый синдром отличницы, желание и привычка все делать идеально, всегда быть успешной. И когда после нескольких лет роста продаж и всего остального наступает черная полоса, случается настоящий шок. Была паника, был стресс, настолько близко к сердцу, что вплоть до «а не бросить ли все это к чертям». Опытные бизнесмены подсказали, что это нормально, что в бизнесе бывают и плюсы, и минусы, все движется по синусоиде. Главное – не опускать руки.
4. Работай. Нужно работать много и качественно, быть эффективным, а иногда просто пахать. Возможно, кому-то фартит по жизни просто так, как Емеле из сказки, который лежал-лежал на печи да и дождался своего счастья. Но мой опыт говорит о том, что результат будет только в том случае, если его заработать. За девять лет был единственный раз, когда я расслабилась – в период, когда все шло отлично и будто бы само собой. И тут же получила урок той самой черной полосой из пункта выше. Больше я таких ошибок не совершаю: даже если все в шоколаде, мы упорно идем вверх, никаких остановок.
5. Сними корону. Если ты чего-то добился, вырос до генерального директора или стал владельцем бизнеса, это не значит, что пришло время брезговать работой рядового исполнителя в своей компании. А я знаю таких управленцев с девизом «не царское это дело…». Ты должен уметь выполнять любую функцию, хоть сделать «холодный» звонок за менеджера. И для того, чтобы показать «как надо», и просто, если реально не хватает рук. Ничего страшного не случится: мир не перевернется, авторитет не пошатнется, корона с головы не упадет. Не нужно становиться выше своих сотрудников – вы команда, каждый член которой способен протянуть руку помощи другому. И ты тоже.
6. Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Для меня это важнейший критерий: прежде чем принять решение, я прокручиваю многие ситуации именно с точки зрения другого человека, того, на кого мои действия повлияют. Такой прием очень иронично подмечен в моем любимом фильме «О чем говорят мужчины». Помните, там к герою Леонида Бараца приходят «фашисты» – это тоже способ оценить ситуацию и принять решение.
7. Трудности ведут вверх. К пониманию этого я пришла всего пару лет назад – наверное, для этого нужно было накопить определенный жизненный опыт. Этот опыт убедил меня в том, что сложные ситуации, которые с нами происходят: предательства, потери, неудачи, — хоть и кажутся нам обидными и несправедливыми, на самом деле нужны. Не надо ругать весь мир: «За что мне это?!». Надо понять преподнесенный урок, понять его пользу. Без изменений нет развития. Я точно знаю, что без всех уроков, через которые мне пришлось пройти, не было бы той меня, какой я сейчас являюсь, какой я себе нравлюсь.