Меню

Михаил Кузнецов, СГК: «Тарифное регулирование в России не дружелюбно к инвестициям»

На Красноярском экономическом форуме инвесторы обсудили с представителями власти развитие энергетической отрасли в ближайшие годы. Чего ждет бизнес?

На конференции «Актуальные задачи реформы российского теплоснабжения в перспективе 2025» Сибирская генерирующая компания, развернувшая активную инвестиционную кампанию в Сибири, поделилась своим мнением о том, каково сегодня инвесторам «творить революцию» в энергетическом секторе, а представители власти объяснили свою позицию относительно развития отрасли и взаимодействия с бизнесом.

Напомним, недавно в Госдуме родился законопроект, предполагающий некоторые изменения на рынке теплоснабжении. Его тезисы прокомментировал на конференции член комитета Госдумы по энергетике Виктор Зубарев:

Закон очень ложно проходил в Госдуме, и Минэнерго приложило немало усилий, работая с реальным сектором экономики в этом направлении, с депутатским корпусом. Мы ставим себе большую задачу решить сложные вопросы, связанные с проблемой теплоснабжения. Первое, что важно понимать: сегодня у нас неправильно выстроено регулирование тарифов. Мы очень осторожно вели беседу по тарифам, потому что это касается каждого жителя России. Но итоговый документ получился взвешенным и работоспособным, и сегодня он уже вошел в жизнь учитывающим интересы как теплоснабжающих компаний, так и потребителей. Для жителей это плавный прогнозируемый рост не выше инфляционных значений. Закон, который принят на долгие годы, должен обеспечить нам с вами, нашим детям и внукам надежное, качественное теплоснабжение. Считаю, что у закона есть будущее, и мы в итоге убедимся, что модель, которая была принята, оптимальна.

Относительно работы теплоснабжающих компаний и их взаимодействия с властью высказался замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис, который также прокомментировал будущую работу с тарифами:

Нашей стране есть чем гордиться в энергетической отрасли: с 2000 года аварийность теплоснабжения в России сократилась в 18 раз. Тенденция к снижению аварийности также проявилась и прошедшей зимой,  аварий стало еще на 15% меньше. О чем это говорит? О том, что работают инструменты повышения эффективности компаний, работающих на рынке, а также дисциплине региональных чиновников и активности инвесторов. Мы говорим про новое законодательство, но я хочу отметить, что закон, отражающий базовые параметры, был принят десять лет назад, а четыре года назад мы запустили в стране такой инструмент, как концессии. Раньше концессий в ЖКХ инвестор боялся, как черт ладана, но мы продвигали эту инициативу, мы донастроили с коллегами из других федеральных ведомств эту модель, и она заработала. Сегодня вся инфраструктура тепло- и водоснабжения находится в публичной собственности, но приходит тот, кто обязан ее модернизировать, для него ставятся четкие целевые показатели и долгосрочные тарифные формы. Более того, даже если концессионер провинился, имущество никуда не исчезает. Это принципиально новая модель, которая заработала сегодня в России. Сегодня в стране 1831 концессия, 260 миллиардов, и 95% — это частные деньги, и только 5% — бюджет. Даже наши зарубежные коллеги говорят, что наше концессионное законодательство гораздо лояльнее к бизнесу, чем на Западе. Конечно, отрасли будет помогать и принятый закон по поиску дополнительных моделей. Прежде всего, моделей тарифного регулирования, так называемых альтернативных котельных. Модель альтернативной котельной предполагает, что инвестору не нужно так часто ходить к регулятору. Важно посмотреть, как эта модель заработает, полезна ли она будет инвестору. Еще одна модель, которую мы обсуждали с коллегами, в том числе, из ФАС, — это модель эталонных тарифов, которая должна упростить работу бизнеса и регулирующего органа. Не нужны постоянные переговоры, перерастающие в торги. Дополнительные модели регулирования очень важны, потому что нам нужно постоянно искать пути обеспечения бизнесу более комфортного существования. И самое главное, о чем не нужно забывать, обсуждая тарифы, — это потребители, которым мы должны дать дополнительные возможности экономить: во-первых, необходимо упрощение процедуры заключения энергосервисных контрактов по дому; во-вторых, тарифные планы — нужно автоматизировать учет потребления; в-третьих, конечно, нужно дать возможность экономить у себя в квартире, то есть обеспечить такое регулирование тепла в квартире, чтобы учитывался установленный потребителем уровень потребления.

Позицию инвесторов выразил генеральный директор Сибирской генерирующей компании Михаил Кузнецов:

Мы работаем во многих субъектах федерации и снабжаем теплом более 5 миллионов человек, и в каждом городе всегда есть проблемы, которые нужно решать. В целом, для крупного муниципалитета, от 600 тысяч человек, у нас всегда готова инвестиционная программа объемом в десяток миллиардов рублей, но чтобы начать ее реализацию, нам не хватает веры в будущее. Любая коммерческая деятельность предусматривает расчеты и прогнозирование — как сложатся цены на твою продукцию через год-пять-десять лет. Поскольку у нас проекты крупные, то об окупаемости быстрее восьми-девяти лет, как правило, речь не идет. Но чтобы обеспечить возвратность, нам нужно понимание, что те условия, в которых мы работали, будут такими же через эти годы. К сожалению, сегодняшнее тарифное регулирование этой перспективы нам дать не в состоянии, более того, тарифное регулирование, которое сегодня сложилось в России, недружелюбно к инвестициям. Вложив сегодня «копеечку», я могу в лучшем случае 50% вложить в тарифы в следующие годы, и для реализации по-настоящему крупных проектов на десятки миллиардов нам нужны гарантии — долгосрочные, предсказуемые тарифы, такие, которые предусматривают возврат инвестиций. И в этом плане нам без разницы, какие модели будут избраны — альтернативные котельные или нет, главное — чтобы были гарантии.

Кроме того, спикер добавил, что концессии сегодня очень выручают инвесторов в ряде случаев, но глобально эта модель не может отменить тарифное регулирование и дать необходимых гарантий.