Меню

Михаил Уваров: «Если рынок растет, а вы падаете — причем здесь рынок?»

Как чувствует себя сегодня рынок белья в России, почему темпы падения составляют аж 150 миллионов евро в год, и к чему это все приведет через 5 лет?

В рамках 32-й международной выставки Collection Premiere Moscow (CPM), организованной компанией ООО «Мессе Дюссельдорф Москва» совместно с  Igedo Company, на семинаре по прогнозам развития российского рынка белья, главный редактор Worldwide Lingerie Guide Михаил Уваров рассказал о тенденциях развития этого сегмента бизнеса в стране и возможных путях решения проблемы стремительного падения рынка.

DK.RU публикует выдержки из выступления эксперта.

По данным Михаила Уварова, с 2013 г. рынок устойчиво падает: сначала сегмент продемонстрировал резкое снижение объема продаж, затем темпы падения снизились, и сейчас они составляют примерно 5% в год. Казалось бы, цифра небольшая — что такое 5% для рынка? А это 150 млн евро в розничных ценах, и это уход с рынка 4000 торговых точек, которые имеют приблизительно такой оборот, отметил эксперт.

И эта тенденция сохраняется — рынок продолжает падать. Дальше снижение будет составлять 2-3% в год, но этого вполне достаточно, чтобы окончательно добить ту розницу, которая не хочет меняться и не видит никаких путей работы на рынке. Как правило, когда общаешься с розницей, всегда слышишь оправдания тому, что с ними происходит, и, может быть, даже не оправдание, а констатацию факта: у людей денег нет, «все плохо», покупатели не приходят, ситуация сложная, аренда высокая. На самом деле состояние рынка никак не влияет на умных и деятельных предпринимателей. Это как погода: если мы знаем, что завтра будет дождь, то берем зонтик. А для многих участников рынка это оказывается большой неожиданностью, и они не знают, что делать, а потом жалуются — «зима пришла, а мы в трусах». Если рынок растет, а вы падаете — причем здесь рынок? Проблема в вас. Если рынок падает, а вы растете, то, опять же, причем рынок? Все, что зависит от вас, вы можете делать, и чувствовать себя прекрасно. Поэтому не надо пенять на рынок. Мы сейчас находимся в той стадии, когда рынок адекватен тому, что происходит в стране. Как работаем, как создаются предприятия, как зарабатываем — так и живем. Самый главный конкурент вам — это не коллеги в городе, не рынок в целом, а вы сами. Все проблемы всегда имеют одно решение — будь лучше сегодня, чем ты был вчера, узнавай больше, претворяй это в жизнь, шаг за шагом. Если вы проснулись и поняли, что вчера сделали что-то важное, это обязательно скажется на бизнесе. Ни одна компания еще не умирала от действий конкурентов, это всегда внутренние проблемы, которые не нашли решения, — отметил Михаил Уваров.

По словам эксперта, с 2013 года рынок стал на европейский путь развития. Сегодня в Европе развиты сети всех типов, универмаги, интернет-торговля, бутики-производители — независимой розницы очень мало. На страны с населением 70-80 млн человек их может быть всего 200 на всю страну. В России, по данным Уваров, их пока 18 000, но страна планомерно движется по этому европейскому пути, и развитие сетей говорит о том, что они и дальше будут развиваться, и темпы их развития нельзя сравнить с темпами развития независимой розницы.

Число марок на рынке, как это ни парадоксально, растет. Сейчас их минимум 1900, в премиум-сегменте — 90. И даже с 2014 года, когда у нас обвалился рубль, и стало сложно, на рынке появилось почти 250 новых марок. Причем все находят покупателей, каждая из марок работает по сей день, при этом рынок не растет. Значит, делаем вывод, падение происходит за счет ухода каких-то других марок. Есть страны, которые теряют долю на российском рынке. Что касается оптовых компаний, то в России их сегодня очень много, более 200, в премиум-сегменте их очень мало, — рассказал Михаил Уваров.

Что касается розницы, то она делится на организованную и неорганизованную. Первая в России представлена международными сетями, сетями монобрендовых производителей, мультибрендовыми сетями, франчайзингом и крупными интернет-магазинами. Все эти форматы растут, отметил спикер.

Количество магазинов, по данным Михаила Уварова, еще 10 лет назад было около 200, сейчас их 2320, в премиальном сегменте — приблизительно 360. Что касается неорганизованной (независимой) розницы, то сейчас магазинов в России 17 000, в период расцвета было 40 000 торговых точек, а в прогнозе до 2024 года — максимум 8000. В премиальном сегменте сейчас их 200, в прогнозе на ближайшие 5 лет — 150.

Каковы пути развития розницы в России?

Как рассказал эксперт, сейчас идет процесс укрупнения и специализации компаний. Особенно это будет заметно, когда в силу вступит новое таможенное правило, которое заставит небольшие магазины работать через крупных поставщиков, потому что сложно будет соответствовать требованиям, которые выдвигаются таможней — идет полное «обеление» рынка, и в течение года-двух этот процесс завершится, что повлечет увеличение цены минимум на 30%.

Куда же двигаться и что предпринимать? Михаил Уваров считает, что путей несколько:  либо создавать свою сеть, либо идти во франчайзинг, либо делать что-то уникальное. Либо, самый верный, с точки зрения эксперта, вариант, — войти в большую национальную сеть.

Это проект, который будет реализован в течение 5 лет, это объединение независимых магазинов, это своего рода закупочный союз, когда можно договариваться и выступать «единым фронтом», это клуб-бутик, который позволяет проявить свою индивидуальность, выделиться среди других торговых точек.

Большая национальная сеть дает большие преимущества: поездки на выставки могли бы осуществляться в более тесном контакте друг с другом и, соответственно, быть более эффективными. К тому же, это оптимизация логистики — как отметил эксперт, она будет усложняться, поэтому для распределения расходов стоит объединяться. В этом случае владельцы бутиков получат преимущества по сравнению с тем состоянием, в котором они сейчас находятся, не поступившись своей свободой и оригинальностью.

Прогноз по развитию рынок до 2024 года

Сейчас объем рынка, по подсчетам Михаила Уварова, составляет 3,5 млрд евро в розничных ценах, в «лучшие времена» он был равен 7 млрд евро, в течение ближайших 5 лет стоит ожидать минус 15%, то есть — примерно 3 млрд евро.

Розница будет сокращаться. Потому что:

— Рост сетей: на ближайшие 5 лет у девелоперов в планах — построить не менее 300 крупных торговых центров в России. Один сетевой магазин вытесняет с рынка 6-7 независимых, а за 5 лет — это минус 2000 торговых точек.

— Развитие интернет-продаж: рост на 20% в год вытесняет с рынка 1000 торговых точек.

— Отсутствие роста доходов, увеличение доли затрат на питание, ЖКХ, выплаты по кредитам: сокращение расходов на белье на 5% удаляет с рынка 4000 торговых точек.

В совокупности рынок за 5 лет потеряет как 7-8 тысяч самых уязвимых торговых точек. Рынок падает и будет продолжать падать, в совокупности сократившись еще на 10-15% в стоимостном выражении. Максимум 2007 года — это 7 млрд евро в розничных ценах при курсе 35. А сейчас — 3,5 млрд при курсе 75, это падение в штуках в два раза, с 500 млн единиц до 250 млн! Картина, нарисованная мною, довольно мрачная, но это не значит, что бизнес не может расти. Как бы парадоксально это ни звучало, но сейчас самое лучшее время для профессионалов, для открытия магазинов, для работы по привлечению покупателей в свои магазины, — заключил Михаил Уваров.