Меню

Михаил и Татьяна Зотовы: «Западные тренинги для русских – мёртвому припарка»

Тренинг-поединок – формат, из которого извлекают пользу и дуэлянты, и секунданты, и зрители. О специфике баталий рассказывают генеральный директор и управляющий партнер тренинг-центра «Статус».

Тренинг-центр «Статус», возглавляемый Михаилом и Татьяной Зотовыми, стал хэдлайнером технологии тренинг-поединков в Новосибирске. 

Где родина этого концепта? Какова ваша профессиональная предыстория?

Михаил Зотов: Тренинг-поединок – это не «импорт», а отечественная разработка. Авторство технологии принадлежит Владимиру Тарасову. Тарасов – основатель своей школы управления. Школа Тарасова интересна и лично нам близка в первую очередь своей национальной аутентичностью, учетом российской ментальности. Западные, «переводные» концепции грешат именно обобщенностью и отвлеченностью, поскольку имеют в виду некого «человека вообще», гражданина мира. А это – абстракция. Разница менталитетов принципиальна – она с младенчества закладывается. Например, японские управленческие технологии неприложимы к России, поскольку мировосприятие совершенно различно.

Что же до предыстории, то изначально и я, и Татьяна были тренерами по публичным выступлениям, работали в федеральных компаниях. Мы познакомились с технологией Тарасова, с удивлением узнали, что в Новосибирске этим еще никто не занимается. А еще помогло собственное участие в таких играх – мы ощутили их эффект на себе и поняли, что сервис будет востребован. От идеи до воплощения прошел год. Сейчас нашему бизнесу уже шесть лет, возникло обширное сообщество, межрегиональные связи.

Опишите в общих чертах этот социум. Какова иерархия?

Татьяна Зотова: Базовое коммуникационное поле – наш «Открытый клуб». Это место получения экологичного опыта. Место, где можно пробовать себя, не рискуя потерять имидж или деньги. Можно быть просто зрителем. Наблюдение – это тоже форма практики. Следующий формат после клубного – тренинги. Тут к коммуникативно-созерцательному опыту добавляются теоретические знания, новый инструментарий. Следующий формат – клубы и тренинги корпоративного уровня – уже для компаний-клиентов. Тут все направлено на то, чтобы компания получила результат, который нужен конкретно ей. На открытом клубе речь идет о каких-то более массовых, общеизвестных проблемах, а в формате корпоративного клуба нужно детально проработать какую-либо узкую тему по запросу заказчика. Следующий тип – корпоративный чемпионат компании. Им часто завершаются длительные корпоративные программы. Это способ выявить лучших в управленческих и переговорных техниках, способ наладить обратные связи разных векторных типов – внутренние или внешние (в судейских коллегиях часто присутствуют руководители и даже клиенты фирм). И, наконец, отборочные чемпионаты по тренинг-поединкам – сибирский и российский.  

Какова профильная типология игроков-клиентов?

МЗ: В нашем клиентском сообществе самые разные фирмы – строительные компании, банки, риэлтерские агентства, it-компании. Технология тренингов-поединков легко адаптируется к любой бизнес-тематике, органична для фирм любого профиля. Главное, чтобы у самой компании было четкое осознание своих приоритетов.

Как формулируется динамическая схема поединка? Есть ли типичная модель?

ТЗ: В обобщенном виде тренинг-поединок (в формате клуба или чемпионата) происходит следующим образом. Сначала оглашается игровая ситуация. Участники с ней предварительно уже знакомы, а судьи и зрители (если таковые есть) информируются именно на этом этапе. Потом между участниками по жребию распределяется очередность, раскладка по номерам. Участник № 1 задает роль для себя и роль для оппонента, с которым он будет вести пятиминутный диалог. Для чего нужно распределение ролей? Очень часто в жизни на этапе принятия решений люди выбирают себе в оппоненты не того, с кем эффективнее проговорить проблему, а того, кто в роли такого собеседника наиболее удобен, наиболее бесконфликтен. Люди же склоны к конформизму – это естественно. Но именно эту конформистскую тягу к «уютному» оппоненту и приходится преодолевать. Уютный визави не дает тренировочного эффекта, становится изолятором от ядра конфликта. Потому раздача амплуа максимально отдаляет участников от уюта. В этих ролях участники ведут переговоры. Потом участник №2 таким же образом назначает роль для себя и визави.  Кроме того, есть еще одна важная ролевая группа – секунданты. По одному на каждого из участников.     

А судьи кто?

МЗ: Судьи – это, фактически, представители той же среды. Три коллеги, нанимающиеся на работу, направляющие на переговоры, доверяющие собственность. Это HR-специалисты, коммерческие директора, руководители отделов продаж, собственники компаний. Таким образом, мы адаптируем переговорный процесс к реальности, выстраиваем обратную связь с повседневной бизнес-практикой. Если это не чемпионат, а тренинг внутри компании, в судейские коллегии мы приглашаем руководителей фирм. Тогда этот формат позволяет транслировать аудитории не только детально-практические знания, но и гуманитарные ценности руководителей. Их ведь тоже важно передать на уровень линейного менеджмента, на уровень людей, взаимодействующих с клиентом. Чтобы технология имела еще и обучающий эффект, каждый секундант в ходе выступления своего дуэлянта может взять одноминутный таймаут, вывести своего подопечного из-за стола и скорректировать его действия. Это фактически игровое воплощение мечтательной фразы, которую часто можно слышать наяву: «Эх, был бы тогда умный советчик под рукой, всё бы лучше получилось». В жизни такое возможно не всегда, но игра – она ж на то и игра.

А во что у вас обычно играют?

ТЗ: Самые востребованные два типа скриптов на основе сюжетов из реальной бизнес-жизни. Во-первых, какое-либо недоразумение между представителем компании и клиентом, во-вторых, взаимоотношения между руководителем и подчиненным – например, случаи, когда поведение подчиненного выбилось из нормы, когда подчиненный перестал свою роль выполнять адекватно, и руководителю не дает правильно выполнять его роль. 

Выпадение из какой нормы имеется в виду – объективной, отраслевой или установленной конкретным руководителем?

ТЗ: Вот здесь и возникают нюансы: это может быть и «выпадение из рамок», констатируемое руководителем, и наблюдаемое объективно-внешним образом третьими лиц. Важно, на каком этапе эта ситуация произошла. Право принимать или отвергать рамки наиболее полновесно при найме на работу. Если же человек принял уклад и нормы, работал в общей парадигме, а потом вдруг отверг правила или принялся их переламывать под себя – это уже нарушение договоренностей, подразумевавшихся на этапе найма. Тут уже есть фабула для нашего тренинга, есть с чем поработать.

Если участник проявляет склонность к ролям определенного типа, с этим модераторы борются, или соглашаются с предпочтениями? Как говорится, в игре в «войнушку» никто не хочет быть фашистом.

МЗ: Мы убеждены: люди всегда выбирают ту роль, в которой они способны на максимум. Если у человека есть неуверенность, страх перед какой-либо из ролей, то оттого, что мы на него надавим и «затолкаем» в эту роль, эффекта не будет. Человек результативнее в той роли, в которой он сам себя рельефнее всего видит. Наше воздействие может быть лишь ободряющим: снимать тревожность, озвучивать выгоды от участия в разных ролях. К нам в клуб очень многие приходят поначалу как простые зрители. И сами решаются на участие в поединках уже после некоторого зрительского стажа, поняв, что это не страшно, не конфузно, поняв эффект. Хотя «поединок» – воинственное слово, цели этой технологии конструктивны и позитивны. Волнение, преодоленное в ходе игрового конфликта, как тренировка с утяжелителем у спортсменов. На соревнованиях тренировочный вес снимается, и спортсмен от того ощущает взлёт сил, тонусный прилив. Так же и в бизнес-практике: человек, осмелевший в тренингах-поединках в аналогичных реальных ситуациях, на реальных переговорах умеет справляться со своим волнением, не сваливается в эмоциональное пике. Ведь именно в состоянии эмоционального дисбаланса совершаются самые тяжелые ошибки и принимаются неверные решения. Человек у нас не только осваивает ситуативные модели, алгоритмы принятия решений, но и учится управлять своими эмоциями.

Как выглядит Новосибирск на общероссийском рынке этого сервиса?

ТЗ: На общероссийском уровне нас объединяет «Федерация управленческой борьбы». Это некоммерческое партнерство, цель которого – популяризация технологии. Есть региональные отделения. Наше новосибирское отделение мы – Татьяна и я – создали шесть лет назад. В прошлом году помогли запуститься омичам. В Барнауле не так давно наши коллеги открыли отделение. В Красноярске довольно крепкое и «взрослое» отделение. Мы дружим с красноярцами, взаимно ездим на чемпионаты. Сейчас налаживаем связи с Кемеровской областью. В нашей сфере вообще очень ценно товарищество. Ведь решиться на работу с таким концептом может далеко не каждый. Это большие трудозатраты, причем, с социальным весом.

МЗ: Чемпионаты укрупняются от сугубо локальных к городских к региональным. Например, 26 апреля у нас будет общесибирский чемпионат по экспресс-поединкам. Идет мощный обмен опытом между компаниями участниками, целыми регионами. Это важно, поскольку региональные темпераменты тоже разные.

Как у русских с японцами?

ТЗ: Ну, не настолько радикально. Впрочем, наблюдаемо. Например, в Новосибирске большинство бизнесменов понимает ценность долгосрочных партнерских отношений благодаря коммуникационной активности города. Это же квази-столица, надрегиональный город. В Красноярске и Иркутске больше ценят не перспективу, а результат уровня «здесь и сейчас». Там бизнес-контексты более локальные, потому и потребности такие, сообразно масштабу. В близких к Москве регионах и в самой столице популярна тема честолюбия – перехват управления. 

Это подспудные мотивации самих игроков до поединка. А что они получают после?

МЗ: Управленческий поединок – это уникальный формат тренинга, позволяющий достигать целого комплекса целей. Во-первых, он очень эффективно адаптирует участника к самой актуальной бизнес-реальности благодаря подбору прорабатываемых ситуаций и действиям судей. Во-вторых, важный критерий уникальности еще и в том, что у участника-игрока есть возможность сыграть даже те роли, которые ему в реальной, личной бизнес-практике пока недоступны. Например, это линейный менеджер. И у него в ходе тренинга-поединка появляется возможность сыграть топ-менеджера или собственника бизнеса. Так сказать, примерить на свое эго разные тела, побыть в шкуре человека, который им самим руководит. Такой «обмен телами» даст весьма наблюдаемый эффект – человек лучше начинает в целях и задачах фирмы, начинает глубже понимать вышестоящих руководителей или своих подчиненных. И решения, которые человек учится прорабатывать, получают бытование в поле «Выигрыш-Выигрыш», поскольку соответствуют  целям разных сторон, становятся идеальными управленческими решениями. То есть, они одновременно и улучшают отношения с людьми, повышают авторитет бизнес-власти, увеличивают финансовое благосостояние. И главное, в этом тренинге он получает сумму новых навыков в «упаковке» смелости. Ведь в повседневной жизни мы опираемся на привычные инструменты. Новые же орудия и способы пробовать бывает страшно из опасения получить малый результат или анти-результат. Игра же этот страх перед новым снимает. Поединок – способ уйти от стресса на поле уверенности и выработать новые, эффективные рефлексы. 

Тренинг-центр «СТАТУС»

Фрунзе, 88, 12 этаж, 1211 офис

тел. (383) 375−14−55
тел. 8−923−250−88−57