Банк России наконец-то снизил ключевую ставку – до 14%. Банкиры посчитали это сигналом к тому, что ЦБ предвидит стабилизацию в финансовом секторе. А что предвидят сами банкиры?
Дмитрий Лепетиков, начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24:
«Большинство аналитиков ожидало именно такое, небольшое снижение ключевой ставки. Это сигнал, что ЦБ считает, что ситуация в финансовом секторе постепенно стабилизируется. С другой стороны, накопленная инфляция высока и значительно снижать ставку еще рано. Для банков это может означать начало процесса постепенного уменьшения ставок, как по депозитам, так и по кредитам. А значит, кредиты действительно станут доступнее».
«Нельзя сказать, что негативные факторы, которые спровоцировали резкий подъем ключевой ставки в декабре 2014 года сразу до 17% годовых, себя исчерпали, тем не менее, замедление инфляции, уменьшение амплитуды качелей на валютном рынке, укрепление рубля и снижение девальвационных ожиданий, стабилизация цены на нефть пусть на низком, но все-таки предсказуемом уровне, создали предпосылки для коррекции ключевой ставки. Рынок достаточно болезненно отреагировал на декабрьский рост ставки. Кредитные ставки стали фактически заградительными, так как бизнеса, способного обеспечить столь высокую рентабельность, сейчас практически нет, население же закредитовано и увеличивать свою долговую нагрузку просто не в состоянии. По некоторым экспертным оценкам, объемы кредитов корпоративному сектору и населению снизились за последние месяцы существенно, в разы. Банки переориентировали свои модели развития на получение преимущественно комиссионных доходов. Снижение ставки – однозначно позитивный сигнал для рынка, но мы не ожидаем, что его эффект проявится уже в краткосрочном периоде. Ключевая ставка по-прежнему остается высокой, к тому же, она выполняет лишь роль индикатора стоимости ресурсов. В стоимости кредита высокую долю занимает плата за риск, а риски для банков по-прежнему существенны: это и структурные проблемы самой экономики, и волатильность внешних факторов. Так что инвестиционная пауза в реальном секторе пока, скорее всего, будет сохраняться, агрессивного наращивания розничных кредитных портфелей будут избегать сами банки. Значительного снижения ставок по кредитам населению не стоит ждать – чтобы не получить убытки, банки должны будут «отбивать» высокие ставки по вкладам, привлеченным за последние месяцы. Ставки по вкладам будут корректироваться в сторону снижения, но также незначительно. Ключевые риски будущих решений о дальнейшем снижении ключевой ставки озвучила сама глава ЦБ Эльвира Набиуллина: тенденция продолжится при отсутствии новых внешних шоков и при прогнозируемом снижении темпов прироста цен».
Анна Тихонова, исполнительный директор регионального центра «Сибирский» Райффайзенбанка:
«Снижение ключевой ставки оценивалось рынком как высоко вероятное решение. Я бы не спешила говорить о радикальных переменах на рынке банковских услуг Сибири. В нашем регионе снижение объемов кредитования было связано не только с повышением процентных ставок по кредитам, но и с общей экономической ситуацией, которая на данный момент принципиально не изменилась. Мы все еще видим риски, связанные с ростом инфляции и безработицы, а также со сложным положением бизнеса в ряде отраслей в СФО. Экономическая конъюнктура отчасти ограничивает возможности населения и перспективы некоторых компаний, соответственно резкого роста спроса на кредиты не будет. Кроме того, в фокусе внимания крупных банков по-прежнему остается сохранение качества кредитного портфеля, что не позволит выдавать заемные средства широкому кругу потенциальных клиентов. Решения по кредитованию компаний малого и среднего бизнеса будут по-прежнему зависеть от оценки каждой компании по принципу one by one».
«В отличие от предыдущего решения Совета директоров ЦБ, которого мало кто ждал, сегодняшнее изменение ключевой ставки предсказывалось большинством экспертов. Высокая ключевая ставка способствует замедлению инфляции, но она одновременно и сдерживает экономический рост, поскольку делает кредиты слишком дорогими. Снижение ключевой ставки – это сигнал, что ЦБ считает возможным слегка ослабить монетарные ограничения и запустить механизм кредитования. Как результат – можно ожидать, что ставка предложения кредитных ресурсов снизится в пределах 1 – 1,5%, но также снизятся и ставки, по которым банки принимают депозиты населения и юридических лиц. Надеюсь, что это приведет к увеличению спроса на кредиты и если не к экономическому росту, то хотя бы к оживлению в экономике».
Генеральный директор банка «Левобережный» Владимир Шапоренко:
«На мой взгляд, данное решение было ожидаемо. Почему? Нужно понимать, для каких целей в декабре прошлого года ЦБ поднял ключевую ставку. У Банка России была одна главная цель – сдержать инфляционные процессы, поэтому логично, что при ее достижении ЦБ должен был начать снижать ставку. Кроме того, на инфляцию влияет и другой значимый фактор – девальвация рубля. Когда мы видим, что рубль, по отношению к иностранной валюте, зафиксировался на каком-то определенном уровне, то этот фактор перестает давить на инфляцию, и соответственно у ЦБ появляется возможность снижать ключевую ставку. Можно предположить, что ключевая ставка и дальше будет снижаться, однако, насколько быстрым будет это процесс, сказать сложно. Что касается того, как себя будут чувствовать банки, то тут важно понимать следующие. Российские банки сегодня отстранены от западного финансирования, они переключились на российский рынок фондирования, а он ограничен в емкости. Объем вкладов стал сокращаться, в декабре люди начали вкладывать средства в автомобили и прочее – рынок сузился. В этом процессе ведь важно то, какая у населения сберегательная активность, ее надо было стимулировать за счет повышения ставок. Сейчас, думаю, ставки по привлечению вкладов пойдут вниз. Инфляция в России уже не будет такой, как прогнозировалась, максимум – 12-14% до конца года. Поэтому, раз инфляционное ожидание уменьшится, банки будут снижать и процентные ставки. Что касается ставок по кредитам, то здесь ситуация такова. Ставки формируются за счет двух факторов: стоимость привлечения ресурсов и стоимость риска, который определяется экономикой. Стоимость ресурсов у банков пока не изменилась. С учетом того, что сегодня прогнозируется падение промышленности, кредитные риски будут расти. Поэтому я бы не ожидал снижения ставок. Если говорить о кредитовании малого и среднего бизнеса, то здесь все будет зависеть от ситуации: если банки увидят, что все более-менее стабильно, будут смелее кредитовать, если просроченная задолженность будет расти, то, конечно, банки будут вести себя осторожно. Но в целом, я все же думаю – ставки будут постепенно тоже снижаться».