Бизнес-тренер Надежда Головизина знает, что кризис появляется тогда, когда директор теряет гибкость, перестает быть энергичным и больше не в состоянии заряжать энергией сотрудников. Правила.
1. Для меня на первом месте – интерес. Я создала бизнес, заниматься которым мне не перестает быть интересным вот уже восемь лет. Как бизнес-тренер я берусь только за те проекты, работа с которыми доставляет мне радость и удовольствие. Легко отказываюсь от неинтересных проектов, даже если они обещают хороший доход. Как директор я стараюсь принимать на работу тех людей, которые испытывают вдохновение от того, что делают, для которых работа у нас вызывает неподдельный интерес. Когда ты сам и люди в твоем бизнесе находятся в состоянии интереса, это создает определенную атмосферу, в которой всегда предостаточно энергии, в том числе творческой. Этот принцип лег в основу и некоторых других правил.
2. При постановке целей я выбираю только по-настоящему значимые и вдохновляющие. Те цели, которые сформированы не из необходимости, а из желания, когда вместо «надо» выбирается «хочу». Когда концентрируешься на такой цели, энергии на ее достижение всегда хватает. Можешь спать по пять часов в сутки и при этом быть бодрым и наполненным в течение длительного времени. Помню, были проекты, когда после долгих перелетов предстояла интенсивная работа с утра до позднего вечера в течение нескольких дней, и я не только не уставала, но еще и щедро делилась своей энергией. Совсем не чувствуя усталости, а наоборот – ощущая постоянный прилив сил.
3. Живу по принципу позитивности. Это и про настроение, и про отношение к людям, ситуациям, событиям, и про визуализацию будущего. Я верю, что позитивные визуализации формируют позитивное будущее. Когда ты искренне веришь, что все обязательно получится, оно получается. Стоит появиться сомнениям – результат тут же оказывается в зоне риска. А еще этот принцип работает в формате бумеранга. Отдал позитивное вовне, и оно вернулось позитивом, наоборот тоже работает. Может показаться, что слишком много метафизики для правил ведения бизнеса. Возможно, но это действительно работает, и в бизнесе тоже. Если говорить о более рациональных принципах, то таких тоже парочка имеется.
4. В бизнесе важно быть гибким. Многие «суровые» бизнесмены не очень любят это слово, полагая, что гибкость равна . Для меня же гибкость – это адаптивность, способность менять стратегии, утрачивающие эффективность, на новые, имеющие шанс на успех в новых условиях. А еще гибкость – это готовность к изменениям: когда руководитель, даже опытный и успешный, не останавливается на достигнутом, а постоянно бросает вызов самому себе. На мой взгляд, в текущее время гибкость – одна из важнейших управленческих компетенций. У Чарлза Дарвина есть цитата на эту тему, которая мне кажется актуальной сейчас не меньше, чем в ХIХ веке: «Выживают вовсе не самые сильные виды, и даже не самые разумные. Выживают те, кто быстрее других приспосабливается к переменам». Сейчас мы это повсеместно наблюдаем. Кто-то, ссылаясь на кризис и тяжелые времена, теряет долю рынка или бизнес вовсе. А кто-то в те же самые времена активно прирастает, ну или сохраняет то, что сумел наработать. На мой взгляд, это как раз про гибкость. Кто-то адаптировался в новых условиях, а кто-то ждет, что условия должны вновь поменяться на те, в которых ему опять станет удобно и легко жить и работать.
5. Еще одно правило – стремление к проактивности. Иногда полезно останавливаться и очень внимательно прислушиваться. Если руководитель способен слышать, он сможет уловить даже самые незначительные внешние сигналы, что даст ему способность спрогнозировать будущее и принять важное решение своевременно.
6. И напоследок – нужно быть небанальным. Делать что-то такое, чего другие не делают. Или делать привычные вещи с непривычным подходом. Удивлять, заинтересовывать, вдохновлять!
Надежда Головизина, директор Ассоциации Практикующих Бизнес-Тренеров