эксперты Денис Голубев заместитель начальника управления по работе с клиентами новосибирского филиала ТрансКредитБанка Елена Гончарова управляющий новосибирским филиалом Промсвязьбанка Ирина Д
Денис Голубев
заместитель начальника управления по работе с клиентами новосибирского филиала ТрансКредитБанка
Елена Гончарова
управляющий новосибирским филиалом Промсвязьбанка
Ирина Демчук
управляющий филиалом НОМОС-Банка в Новосибирске
Наталия Моргунова
директор кредитно-кассового офиса в Новосибирске банка «Северный морской путь»
Сергей Радько
директор новосибирского филиала банка «Национальная факторинговая компания»
Константин Романов
аналитик ИК ФИНАМ
Вероника Сергеева
начальник отдела факторинга банка «Акцепт»
Игорь Смуров
генеральный директор новосибирского филиала BSGV
Дмитрий Шишкин
управляющий представительством «ВТБ Факторинг» (г. Новосибирск)
Как изменился спрос на факторинг? Каких клиентов факторинг приводит в банки?
По сравнению с обычным кредитованием факторинговое обслуживание — более трудоемкий и технологически сложный процесс. Но и более прибыльный — процентные ставки выше, чем по банковским кредитам. «Факторинг — один из самых доходных банковских продуктов», — подтверждает Ирина Демчук, управляющий филиалом НОМОС-Банка в Новосибирске.
Среди потребителей факторинговых услуг преобладают поставщики торговых сетей и сами сети. Поставщиков подталкивает к факторингу затягивание расчетов со стороны торговых сетей. По словам Ирины Демчук, отсрочки платежей могут составлять 60-90 дней.
А торговые компании обращаются к факторингу потому, что не могут взять кредиты в банках. Как объясняет Елена Гончарова, кредиты им практически недоступны из-за увеличения процентных ставок и возросших требований банков к залогам: «Зачастую торговым предприятиям просто нечего предложить в залог, так как значительная часть основных средств находится в аренде. Овердрафтные программы многие банки свернули из-за высоких рисков неплатежей. Для торговли остается доступным только факторинговое финансирование».
«Спрос на факторинг резко вырос осенью прошлого года, когда многие банки ужесточили требования к заемщикам, в том числе и по обеспечению, и когда для многих предприятий доступ к кредитам был перекрыт. Все стали искать возможности привлечения внешнего финансирования, а поскольку дебиторская задолженность присутствует в активах практически каждой организации, предприятия стали обращаться за факторинговыми услугами», — вспоминает начальник отдела факторинга банка «Акцепт» Вероника Сергеева. «Именно кризис стал одним из катализаторов спроса», — подтверждает Елена Гончарова.
В факторинговом портфеле филиала ТрансКредитБанка на поставщиков торговых сетей приходится 60%. В обороте факторинговых операций Промсвязьбанка в 2008 г. доля торговли — 76%. Елена Гончарова считает, что в 2009 г. эта доля в структуре факторинговых сделок еще возрастет.
В отличие от банковского кредитования рынок факторинга продолжает расти. Но темпы уже не так высоки, как раньше. «Увеличилась стоимость денежных ресурсов на рынке и существенно ухудшилась платежеспособность компаний, а это повлекло за собой увеличение стоимости факторингового обслуживания», — объясняет директор кредитно-кассового офиса в Новосибирске банка «Северный морской путь» (СМП банка) Наталия Моргунова.
По словам Вероники Сергеевой, факторинговые компании и банки пересмотрели и ужесточили принципы своего риск-менеджмента, чтобы снизить риски невозврата. Она считает, что при грамотном риск-менеджменте факторинговые операции менее рискованны, чем обычное кредитование: «По сути, риски производства и сбыта уже сведены к минимуму — поставщик произвел продукцию и нашел покупателя».
С осени прошлого года круг игроков рынка факторинговых услуг в Новосибирске заметно изменился. Свою деятельность в городе прекратила компания «Еврокоммерц». Еще в первом полугодии 2008 г. она была лидером в сфере факторинга в России (по данным «Эксперт РА», контролировала 22,3% рынка). В декабре 2008 г. «Еврокоммерц» не смог рассчитаться по выпущенным облигациям. Финансовые проблемы привели к смене собственника компании. Сможет ли новый владелец вернуть «Еврокоммерц» на рынок, пока неясно. В самой компании предпочли это не комментировать.
В первом полугодии 2008 г. МФК «Траст» занимал пятое место на рынке факторинга в стране (по данным «Эксперт РА»). В феврале 2009 г. бизнес компании (технологии, клиентскую базу и команду специалистов) приобрел «Внешторгбанк» (ВТБ). Теперь она работает под брендом «ВТБ Факторинг».
Весной 2009 г. отказался от предоставления услуг факторинга в Новосибирске Русский банк развития. Причины этого решения в банке объяснить отказались.
С начала 2009 г. на рынок факторинга в городе вышел новый игрок — банк «Северный морской путь» (СМП банк). Директор кредитно-кассового офиса в Новосибирске СМП банка Наталия Моргунова объясняет такой шаг увеличением спроса на факторинговые услуги и говорит о подготовке ряда потенциальных сделок.
Даже в случае оптимистичного развития ситуации в экономике, оживления на кредитном рынке и в реальном секторе рынок факторинга в 2009 г. ждет резкое сокращение темпов развития. По мнению аналитика инвестиционной компании ФИНАМ Константина Романова, рынок вряд ли вырастет более чем на 3-7%.
Прогнозы самих факторов о темпах роста рынка в 2009 г. чуть оптимистичнее. Так, Денис Голубев и Вероника Сергеева считают, что при благоприятных условиях объем рынка в городе может возрасти, но не более, чем на 10%. «Объемы производства и торговли падают, платежная дисциплина покупателей оставляет желать лучшего — все это повышает кредитные риски. В таких условиях говорить о высоких темпах роста рынка факторинга не приходится», — считает Вероника Сергеева.
По оценкам инвестиционной компании ФИНАМ, объем рынка факторинга в Новосибирской области в 2008 г. был равен 5,8-6,6 млрд руб. (более 12% от объема рынка факторинга в Сибирском федеральном округе). Константин Романов отмечает, что в последние годы объемы рынка факторинга в области возрастали в среднем на 80-90% в год. Но из-за негативного влияния кризиса в 2008 г. рост не превысил 25%.
Управляющий новосибирского представительства «ВТБ Факторинг» Дмитрий Шишкин считает, что в ближайший год у факторинговых компаний возрастет число клиентов из сферы малого и среднего бизнеса: «Кроме того, можно с большой долей вероятности говорить, что изменится отраслевая структура: увеличится доля предприятий оптовой торговли, занимающихся реализацией товаров народного потребления и повседневного спроса, а также компаний-производителей этих товаров. Бизнес таких клиентов близок к конечному потребителю. А именно конечные покупатели обеспечивают денежные потоки».
За минувший год средний уровень ставок по факторингу увеличился, но незначительно. По словам Дениса Голубева, с 22% до 25-30% годовых. По сведениям Елены Гончаровой, максимальный уровень ставок по сделкам с регрессом — 30-40% годовых. В то же время сроки отсрочки, предоставляемой факторинговыми компаниями клиентам, уменьшились. По данным Наталии Моргуновой, в среднем отсрочка предоставляется сейчас на 60-90 дней (год назад — на 120 дней).
Ирина Демчук говорит, что факторинговые компании практически перестали оказывать услугу безрегрессного факторинга. Она полностью снимает с клиента риск неоплаты товара покупателем, но не пользуется спросом из-за того, что намного дороже факторинга с регрессом (в последнем случае клиент берет на себя обязательство возместить финансовому учреждению средства, если дебитор сам не погасит долг).
В начале 2009 г. участники рынка ожидали введения лицензий на факторинговую деятельность. Но в апреле Госдума РФ приняла закон, который поставил крест на идее лицензирования. «Поправки в Гражданский кодекс РФ наконец-то устранили правовое противоречие по поводу необходимости лицензирования факторинговой деятельности. Государством снят серьезный правовой барьер для работы факторинговых компаний без банковской лицензии, открыт доступ для новых игроков, в том числе и иностранных компаний», — рассказывает управляющий новосибирским представительством «ВТБ Факторинг» Дмитрий Шишкин.
Вероника Сергеева полагает, что возможностью организовать собственный факторинговый бизнес могут воспользоваться крупные производственные холдинги: «Им это позволит эффективно инвестировать свободные средства. Факторинговый бизнес сегодня — одна из самых рентабельных отраслей финансовой деятельности». А директор новосибирского филиала НФК Сергей Радько считает, что теперь на российском рынке могут появиться международные сетевые факторинговые компании.
«Игроки, скорее, покидают рынок, чем выходят на него. Для появления новых компаний экономические условия неподходящие. Сегодняшнее состояние кредитного и облигационного рынков делает задачу создания факторингового бизнеса «с нуля» почти неразрешимой», — отмечает Елена Гончарова. Схожая позиция и у генерального директора филиала BSGV Игоря Смурова: «Проблема финансирования для многих стоит очень остро, а это значит, что и для выхода на рынок сейчас сложнее найти свободные средства».
детали
Что препятствует развитию факторинга
1 высокие кредитные риски;
2 низкая финансовая культура бизнеса и недобросовестность заемщиков, поручителей, учредителей;
3 несовершенство российского законодательства и правоприменительной практики;
4 отсутствие четкого законодательного регулирования факторинговой деятельности;
5 недостаточная информированность участников рынка о преимуществах факторинга;
6 недостаток квалифицированных кадров, способных активно развивать данное направление в российских банках.