Российское законодательство не отличается стабильностью. Новый тренд — борьба с теневым бизнесом. Это лейтмотив почти всех статей, которые вносят изменения в действующее законодательство.
Этот год начался с предложения превратить службу финансовой разведки Росфинмониторинг в новое силовое ведомство — финансовую полицию с широкими полномочиями по пресечению экономических преступлений. Громкие скандалы, связанные с утечкой денег за рубеж, создают информационный шум и обеспечивают карт‑бланш агрессивно настроенным чиновникам, которые требуют уголовной ответственности и конфискации имущества для участников экономических преступлений. Причем список этих преступлений стремительно расширяется, теперь попасть в него можно не только по злому умыслу, но и по незнанию. Все эти нововведения существенно добавляют работы юристам.
«Главный тренд законодательной практики последних лет — ужесточение контроля государства за бизнесом, — говорит управляющий партнер юридической компании «Туров и Побойкина - Сибирь» Наталья Побойкина. — При этом неуплата налогов будет подпадать под статьи отмывания доходов, полученных преступным путем». Война с серыми схемами ведется по двум направлениям: законодатели активно борются с обналичкой и фирмами‑однодневками. Отсюда и «закручивание гаек» для предприятий.
Так, новый закон возлагает на банки больше ответственности за контроль налогоплательщиков. В случае если компания не ведет деятельность, нет движения средств на ее счете, она не получает корреспонденцию от контролирующих органов, то банк должен заблокировать расчетный счет этой организации. Если же финансовая организация упустит фирму‑однодневку, то банк ждут проверки вплоть до приостановки его деятельности на 60 дней, что равнозначно банкротству. «Поэтому кредитные организации стараются подстраховаться — в нашей практике были случаи, когда сотрудники банка лично выезжали к клиентам, чтобы посмотреть офис и сделать фотографии», — отмечает Наталья Побойкина. То же самое будут делать и налоговые инспекторы, регистрирующие компании.
Руководитель новосибирского филиала компании «Регистратор Р.О.С.Т.» Сергей Гусаров рассказывает, что с 1 октября 2013 г. вступают в силу новые требования к акционерным обществам: ведение реестров владельцев ценных бумаг может осуществляться только лицензированными регистраторами. Раньше некоторые компании могли вести реестр акционеров самостоятельно. Тем обществам, которые не выполнят требования закона, грозит штраф до 1 млн руб.
«Возобновляется правоприменительная практика, когда за уклонение от налогов можно получить реальный срок. При этом многие нарушения происходят не по злому умыслу, а по недосмотру или недостаточной квалификации бухгалтеров. Поэтому стоит повышать их профессионализм и контролировать их работу», — говорит Наталья Побойкина. К примеру, на сайтах налоговых инспекций появились сервисы, в которых сотрудники могут написать жалобу на работодателя и инициировать выездную проверку.
По оценкам экспертов, нововведения, принятые в 2013 г., окончательно заработают через год, тогда государство по‑настоящему «закрутит гайки». Юристы советуют уже сейчас отказаться от «дедовских методов» снижения налогов, делать экспертизу предприятия на безопасность ведения бизнеса и принимать решения как работать дальше, легально снижая налоговое бремя.
"Все изменения законодательства, на мой взгляд, имеют цель придать законный статус так называемому "государственному налоговому рэкету", когда ставится вопрос "плати, что доначислили или сядешь", и упростить процедуру его осуществления за счет увеличения полномочий государственных органов и ограничения прав налогоплательщиков", - говорит Наталья Побойкина.