Предприниматели, эксперты и представители регулирующих органов рассказали о проблемах пивоваренного рынка и возможных вариантах их решения.
Обсуждение проходило на VI-м ежегодном форуме «Актуальные проблемы и перспективы рынка пива» в рамках межрегиональной выставки FoodService Siberia/Beer Expo — 2017.
Одним из главных вопросов форума стало то, как предпринимательское сообщество может обеспечить эффективность своего бизнеса в условиях действующего законодательного регулирования рынка пива. По мнению участников рынка, зарегулированность российского пивного рынка, который с 2008 года упал более чем на 30%, сейчас значительно выше, чем в Европе.
Как отметил вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям региона Восточная Европа ООО «Пивоваренная компания «Балтика» Алексей Кедрин, пиво в России фактически приравнено к крепкому алкоголю, и жесткое регулирование пивоваренной отрасли до последнего времени не учитывало особенности его производства, хранения и потребления.
«Такой «уравнивающий» подход привел к падению рынка пива и ухудшению ситуации в пивоваренной отрасли, которая обеспечивает около 1% ВВП. Введение раздельного регулирования для различных видов алкоголя будет способствовать формированию основ «умного регулирования», включающего в себя повышение открытости рынка. Обсуждение принципов раздельного регулирования сейчас ведется на федеральном и региональном уровнях, и есть поддержка данного подхода со стороны региональных властей», – прокомментировал участник рынка.
С апреля 2017 г. вступили в силу изменения в федеральном законе 171-ФЗ, ситуации с внедрением онлайн-касс и с трактовкой ограничений объема потребительской ПЭТ-тары для оборота пива остаются неоднозначными.
Как сказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Виктор Вязовых, один из самых острых вопросов, с которым в аппарат уполномоченного обращаются и предприниматели, и отраслевые объединения сегодня – это внедрение онлайн-касс.
«В нашем регионе более 5000 субъектов малого бизнеса, для большинства из которых выполнение этого требования – серьезная проблема из-за отсутствия кассовой техники нового образца у поставщиков. Мы проинформировали об этой ситуации и руководство региона, и депутатский корпус. Считаем, что вопрос должен быть решен в пользу предпринимателей. Дополнительные регуляторные нагрузки на малый и средний бизнес, нестыковки в законодательных нормах негативно влияют на экономику в целом. Поэтому важно повышать качество диалога между предпринимателями и властью, гармонизировать правовое поле, чтобы из-за непродуманных, неподготовленных решений не потерять сегмент малого и среднего бизнеса», – отметил он.
Заместитель начальника управления потребительского рынка мэрии Новосибирска Галина Рябцева сделала акцент на важности роли предпринимателей в формировании цивилизованного рынка пива:
«Важно, чтобы у предпринимателей, участвующих в обороте пива, сформировалось цивилизованное отношение к делу, которым они занимаются. Отечественные сорта пива, которые представлены на нашем потребительском рынке, не уступают по показателям качества образцам зарубежным. Это, с одной стороны, говорит о высокой культуре производства. А с другой, есть недостатки в плане реализации, особенно в сегменте магазинов разливного пива. Необходимо объединять усилия государственных, муниципальных органов власти и отраслевых общественных объединений, чтобы этот рынок становился более упорядоченным, а его участники соблюдали принципы добросовестной конкуренции и выполняли требования законодательства. Успешный опыт такой совместной работы с отраслевыми союзами у нас есть, и мы будем его развивать».
Представители отрасли отметили, что госрегулирование должно быть обоснованным и предсказуемым, так как бизнес нуждается в долгосрочном планировании инвестиций, что, в свою очередь, положительным образом скажется на пополнении бюджетов всех уровней и оживлении экономики. Резолюция форума «Актуальные проблемы и перспективы рынка пива» с предложениями предпринимательского сообщества будет направлена в профильные министерства федеральных и региональных органов исполнительной власти, законодательные структуры и контролирующие органы.