Меню

Новосибирский ритейл и общепит в прошлом году отличились закрытиями заведений и магазинов

Мэрия опубликовала исследование по ресторанному и торговому рынку, проанализировав открытия и уход предприятий с рынка.

Общепит

По оценке специалистов управления потребительского рынка мэрии Новосибирска, рынок общепита Новосибирска показал в последние годы стабильную тенденцию роста.

Оборот общественного питания за 11 мес. 2019 г. составил 5,5 млрд руб. Прирост к аналогичному периоду 2018 г. составил 115,6 %. По состоянию на 1 января 2020 г., городская сеть общепита составляет 2407 предприятий на 119,8 тыс. посадочных мест.

За 2019 г. в городе открылось 262 и закрылось 64 заведения. Прирост сети за прошлый год составил 198 точек общепита, или 9 % к 2018 г.

Как сказал начальник управления потребительского рынка мэрии города Новосибирска Виталий Витухин, обеспеченность населения местами общепита в городе составляет 73,7 посадочных места на 1000 жителей. При этом количество национальных кухонь превышает число заведений русской кухни. Большинство точек общепита предлагает сразу несколько видов кухонь: азиатскую и европейскую, русскую и итальянскую, корейскую, японскую и др. Из азиатских лидируют кавказская, узбекская и японская. Активно развиваются грузинская кухня и вьетнамское направление. Среди европейских самая популярна итальянская, на втором месте немецкая.

С начала 2019 г. в Новосибирске открылись три грузинских ресторана: «Хлеб и Нино» (Советский район), «Мишико», «Мегобари», хинкальные «Рэсторани», «Хинкалидзе» и «Мечтатели», кафе «Кахелеби», в котором представлена широкая линейка шашлыков.

На Вокзальной магистрали открылось вьетнамское кафе «Chingu/Yossi», в ТРК «Ройял парк» — предприятие Pho Hua. Впервые в городе появилось заведение, предлагающее густые вегетарианские супы-пюре в съедобных чашках из прессованного хлеба (кафе «Fast Soup»). Заметным событием стало открытие ресторана «Горячий цех», где мясные блюда готовятся на открытом огне. На кофейный рынок города вышла омская сеть Skuratov Coffee, открывшая три своих предприятия.

Среди закрывшихся — рестораны «Жить хорошо», «Шанхай» (китайская кухня), «Урицкий», паб Twiggy, ресторан-бар «Джек Лондон», винный ресторан VINOZERNO. На месте первого ресторана сети «Печки-Лавочки» открылся его аналог «Любить по-русски». Сеть кофеен Organic Coffee закрыло два своих предприятия.

Продолжается тенденция снижения количества летних кафе. В весенне-летний период 2019 г. работало 131 летнее кафе на 8,3 тыс. посадочных мест. Число сезонных объектов в 2018 г. уменьшилось на 3 % по сравнению с весенне-летним периодом 2018 г. (в 2018 г. — 135 летних кафе на 8,6 тыс. мест).

Торговля

На 1 января 2020 г. в Новосибирске насчитывалось свыше 9000 торговых объектов. Розничная торговая сеть насчитывает более 5000 стационарных предприятий, около 2400 мелкорозничных объектов, 3 универсальных розничных рынка. Объем розничного товарооборота, по данным Новосибирскстата за 11 мес. 2019 г., составил 201,7 млрд руб. Прирост к аналогичному периоду 2018 г. составил 104,7 %.

В 2019 г. продолжилось активное развитие супермаркетов «Ярче!», «Мария-Ра», «Пятерочка», «Магнит», «Горожанка», «Лента». Растет число предприятий фирменной торговли местных и отечественных товаропроизводителей, отмечают в мэрии.

 Продолжили развитие предприятия, специализирующиеся на производстве и реализации гастрономической продукции с использованием местного сырья: «Торговая площадь», «Карасук», фермер-центр «Калина-Малина», мясо птицы — «Октябрьская птицефабрика», «Новосибирская птицефабрика», «Коченевская птицефабрика», кондитерские изделия и торты — ЗАО «Шоколадная фабрика «Новосибирская», «Наслаждение», ТД «Дудник» и др.

По информации управления потребительского рынка мэрии Новосибирска, на 1 января 2020 г. в городе зарегистрировано более 920 организаций торговли в формате продовольственных магазинов, свыше 750 сетевых торговых объектов.

По мнению экспертов, региональный рынок продуктового ритейла в Сибири переживает не лучшие времена. Считавшиеся ранее успешными компании покидают бизнес, часть игроков сокращают количество магазинов или меняют концепцию и стратегию, чтобы удержать позиции на рынке.

Среди супермаркетов лидирующие позиции занимают: «Ярче» (146 предприятий, прирост к отчетному периоду — 20,1 %), «Мария-Ра» (163 предприятия, прирост — 10,1 %), «Магнит» (101 предприятие, прирост — 14,8 %). Продолжает активное развитие сеть универсамов «Пятерочка».

Одна из тенденций развития предприятий торговли — ребрединг, отметили специалисты мэрии. Так, в Первомайском районе (ул. Первомайская, 57) открылся супермаркет «Быстроном» с черным фасадом, отличным от остальных точек одноименной сети. В новом гипермаркете располагается пекарня с тандыром, колбасный цех, мясной цех полного цикла, производство горячих и холодных блюд.

Торговая сеть «Пятёрочка» открыла первый в городе магазин новой концепции (ул. Нарымская, 37) — с большой пекарней, кофейней и дизайнерскими приемами в оформлении. В октябре 2019 г. в гипермаркете «Ашан» в ТЦ «МЕГА» впервые появилась «прикассовая зона», стеллажи с мелкоштучным товаром, стимулирующие спонтанную покупку. В ноябре в Центральном районе в новой концепции открылся супермаркет «Мария-Ра» с кофейней.

Крупнейший российский алкогольный ритейлер в 2019 г. открыл первые магазины «Бристоль» в Октябрьском и Заельцовском районах.