Меню

Новосибирский юрисконсульт рассказала о проблемах и новшествах регистрации ИП и юрлиц

Процедура регистрации бизнеса за последние годы значительно упростилась, однако проблем при открытии компаний по-прежнему возникает много. Как их решать?

Юрисконсульт компании «Скай Лайн Консалтинг» Алёна Пимонова

За последние годы произошли существенные изменения в порядке регистрации юрлиц в РФ. Они заметно облегчили процедуру регистрации ИП и юрлиц. Но несмотря на создание условий для увеличения числа коммерческих организаций, в России по-прежнему остается немало проблем, возникающих при создании бизнеса.

Одна из них — обязательное личное присутствие директора и участников юрлица при подаче документов, либо представителя по нотариально закрепленной доверенности. Для лиц, создающих бизнес, это не всегда удобно из-за траты большого количества времени, а также нотариальное закрепление доверенности влечет немалые расходы, а на начальном этапе ими располагают не все.

В 2013 г. была недолгая практика, когда уполномоченные представители могли представлять и забирать документы в налоговом органе только на основании простой письменной доверенности с указанием определенных полномочий. С практической точки зрения это, безусловно, было удобно. Ведь согласно п.3 ст. 29 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), «Представителями юридического лица являются лица, действующие на основании доверенности, которая должна быть оформлена в соответствии с гражданским законодательством».

В соответствии со статьей 185.1 п.4 Гражданского Кодекса Российской Федерации, «Доверенность от имени юридического лица подписывается его руководителем или иным лицом, уполномоченным на это в соответствии с законом и учредительными документами». Но юрлицо считается созданным с момента его госрегистрации в соответствующем органе государственной власти и получается, что до момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) юрлицо де-факто существует, а де-юре — нет. Хотя при этом граждане выступают в качестве участников юрлица, а не от своего имени, поэтому применение норм о юрлице до его регистрации в налоговом органе вполне могло бы считаться допустимым. Но это правило было отменено.

Также наряду с этим неудобством существуют и такие проблемы при регистрации юрлица, как организационные и технические. К основной организационной проблеме следует отнести установление достоверности сведений об адресе места нахождения юрлица. К основным техническим вопросам можно отнести:

1) вопросы заполнения заявления, в частности сведения об учредителях;

2) оформление Устава и других документов для регистрации юрлица.

Наиболее актуальная проблема сейчас — вопрос об адресе организации. Налоговые органы делают все возможное и невозможное, лишь бы отказать в регистрации юрлица, если вдруг адрес находится в «черном списке» или так называемом списке «адресов массовой регистрации», или же, если в качестве места нахождения организации указано жилое помещение.

При этом понятие «адрес массовой регистрации» не указано ни в одном законе, и не определены критерии отнесения адресов к таковым. Но это понятие используется на сайте Федеральной налоговой службы. В разделе «проверить себя и контрагента» можно узнать, не находится ли адрес вашей компании в списке адресов, которые указаны в качестве места нахождения несколькими юрлицами.   

Такая же ситуация — с внесением сведений о недостоверности адреса. При этом «налоговый орган не имеет права возлагать на лицо, обратившееся с заявлением о госрегистрации, бремя подтверждения достоверности представленной информации об адресе юрлица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо указанных в законе».

Но на практике заявитель должен представить гарантийное письмо от собственника помещения с приложением всех документов, подтверждающих полномочия арендодателя или собственника на использование арендуемого помещения для местонахождения юрлица.

Несмотря на трудности, наблюдается некоторый прорыв в процедуре регистрации ИП и юрлиц. Существенным продвижением вперед стала разработка и внедрение спецпрограммы для формирования документов, используемых при госрегистрации (ПФДГР) для оптимизации процесса заполнения заявлений для госрегистрации ИП и юрлиц. Также продвижением выступает возможность электронной подачи документов, что позволяет не только сэкономить время, но и деньги, так как при электронной подаче документов отменена обязанность уплаты пошлины.

Еще одним прорывом стало то, что в случае отказа в регистрации заявитель теперь вправе после устранения недочетов в течение 3 месяцев со дня принятия решения об отказе (если оно не отменено) дополнительно однократно представить необходимые документы. При этом повторно уплачивать госпошлину не потребуется, и не обязательно будет повторно представлять документы, имеющиеся у регистрирующего органа, в связи с принятием решения об отказе в госрегистрации.

Кроме того, появился новый способ отслеживать информацию о предстоящих регистрационных действиях в отношении конкретного юрлица или ИП. Регистрирующий орган направит указанную информацию не позднее рабочего дня, следующего за днем получения им соответствующих документов. Нововведение же позволяет получать такую информацию в виде сообщений на электронную почту.