Меню

Новосибирску нужен музей‑аттракцион

Несколько месяцев назад я был в Корее, в городе Тэджон, ездил туда по своим ресторанным делам и в свободное время посетил политехнический музей, который удивил меня своим устройством.

Корейцы классно сделали: арбалеты 16 века и другие старинные вещи составляют лишь малую часть экспозиции, большинство же экспонатов можно трогать руками, как‑то пробовать в деле.

Висит, например, у них старинный колокол — по нему можно ударить, в соседнем зале какой‑то плуг, но он стоит перед интерактивным большим экраном, на котором изображен грунт, ты берешь этот старый плуг, и на экране показывается, как пашешь, а ты реально чувствуешь, как работаешь и видишь результат!

По этому музею дети бегали с горящими глазами — естественно, ведь это даже нам, взрослым, очень интересно, и все хочется попробовать. И вот получается, что, с одной стороны, это что‑то старое и непонятное, а с другой — современные технологии позволяют наглядно продемонстрировать, как это работает.

Под современные стандарты научно‑технического парка с интерактивными вещами, где действительно есть все для развития детей и юношества, где артефакты составляют не более 20% экспонатов, сейчас переделывается московский Политехнический музей.

Возникла мысль организовать что‑то подобное и в Новосибирске, тем более, идея создания политехнического музея уже звучала, и даже есть для этого подходящая площадка на Ключ‑Камышенском плато, рядом с планетарием. Развивать идею взялась небольшая группа инициативных людей: сформировали концепцию, представили проект в мэрии.

Узнав о такой идее, новосибирские заводы уже стали предлагать какие‑то свои старинные станки, Чкаловский завод — самолет. Но я считаю, что все это скучно, в 21 веке нельзя создавать очередное кладбище артефактов, нужно делать музей‑парк, где все экспонаты — это аттракционы. Только так можно привлечь в музей молодежь.

Когда все эти, на первый взгляд, серьезные вещи показаны не в сухом обучающем аспекте, а в таком аттракционном варианте, это очень затягивает, привлекает внимание. Я давно пришел к выводу, что нынешнее поколение очень слабо воспринимает информацию «с листа», больше все‑таки тактильно. Вот в таких музеях‑парках как раз посетитель должен, скорее, понять физику процесса именно через осязание. Это актуально, и мне кажется, что обучающая фаза именно в том, что ты действительно все это не просто смотришь, а участвуешь в процессе.

Обсуждая проект с представителями мэрии и науки, мы решили, что в политехническом парке должны быть и научные кружки. Задача такого парка — способствовать развитию у детей интереса к науке и открытиям. Кроме того, его появление станет огромным плюсом для культурного облика города.

Там и бизнесу есть где развернуться: мы думаем создавать и рестораны, и интерактивные кафе, и фотокафе, и гостиницы, и еще многое в этом парке можно будет разместить. Мне, как ресторатору, интересна «вкусная» часть — если через парк проходит много народа, обязательно должен быть общепит, а на трафике зарабатывать очень выгодно.

Проект принципиально одобрен мэром города Новосибирска Владимиром Городецким, идет проработка организационной, юридической части. По предварительным расчетам, затраты на создание политехнического парка‑аттракциона оцениваются примерно в 1,5 млрд руб. Понятно, что ни для городского бюджета, ни тем более для местных компаний, которые могли бы стать соинвесторами проекта, такие расходы не по карману. Бизнес сможет подключиться к этому проекту, лишь когда он будет уже на завершающей стадии.

Создание политехнического парка — это вклад в имидж города и региона, в будущее, в воспитание детей. Но получается, что реализовать проект можно, только если большую долю расходов возьмет на себя федеральный бюджет. Надеюсь, общественность поддержит проект и городским властям удастся убедить федеральных чиновников в том, что такой интер-активный парк Новосибирску необходим.

Валерий Богданов