Меню

Обречены на выживание: стратегии легального импорта

Иллюстрация: «ВЭД Агент»

По прогнозу экономистов, годовое падение российского импорта в 2019 году составит в денежном выражении около 3%. И причины этого надо искать, прежде всего, в регуляторном давлении на рынок.

Борьба с «серым» импортом и теневыми схемами неизбежно приведет к позитивным результатам, но в переходный период «закручивание гаек» тяжело бьет по многим участникам рынка. За 2018 году мы потеряли свыше десяти тысяч малых предприятий. Как оказаться среди выживших? Об этом ДК поговорил с управляющим АО «ВЭД Агент», доцентом кафедры международных отношений и мировой экономики НГУЭиУ Александром Дегтяревым.

Александр Дегтярев стал одним из пионеров внешнеэкономической деятельности 14 лет назад, когда логистический бизнес, обслуживающий импортно-экспортные операции, только зарождался. Теперь «ВЭД Агент», которым управляет Александр, ― лидер сибирского региона по агентированию ВЭД. Даже экономические кризисы становились в компании поводами для развития. Результатом стал опыт, которым «ВЭД Агент» щедро делится с клиентами. В течение 5 лет Александр организовывал крупнейшее за Уралом событие по ВЭД с Азией — Сибирский экономический форум — и получил за это награду из рук губернатора НСО.

Александр, как изменился профиль рынка ВЭД в 2019 году?

Александр Дегтярев: Изменения в регуляторной сфере, которые уже произошли и произойдут, направлены на ужесточение контроля игроков рынка и операций, которые они проводят. Не все оказались к этому готовыми. Многим приходится учиться ВЭД с азов. Перемены выгодны добросовестным игрокам, которым не придется конкурировать с «серыми» компаниями. Серьезные участники ВЭД с облегчением выбирают легальные схемы. Остальным также придется перейти на «белую» сторону. Или уйти из этого бизнеса. Это приведет к глобальной трансформации рынка ВЭД.

С какими угрозами столкнулись импортеры?

В 2019 году в активную фазу вступает проект маркировки товаров, которая должна сделать поставки прозрачными. Одновременно стартует эксперимент прослеживаемости товаров с помощью различных поисково-информационных систем и информационных систем налоговых органов и ФТС. На всех этапах товары будут отслеживать физически и прослеживать по документообороту.

Изменился и рынок сертификации. В 2019 году Росаккредитация получила право аннулировать сертификаты, что, при неотрегулированном законодательстве, привело к проблемам для импортеров. Сертификация становится дорогой, трудозатратной, требующей большего времени. Растут расходы импортеров.

Закономерный вопрос: где взять деньги на импорт? Особенно если учесть, что, по последним данным, 40% МСБ получили отказ в банковском финансировании?

Можно получить финансирование от агента ВЭД. Так, наша компания в случае необходимости кредитует клиентов. Например, в 2017 году мы пришли на помощь компании, которая стала работать с федералами на условиях отсрочки платежа. В итоге возникал длительный кассовый разрыв, а стандартными банковскими инструментами наш клиент воспользоваться не мог. Мы же имели в залоге его товар во время транспортировки и стали кредитовать его и на закупку товаров, и на оплату таможенного оформления и доставки грузов. Клиент смог увеличить продажи основной матрицы товаров в 4 раза и удвоить свой бизнес (в кризисный год). В другом случае мы кредитовали компанию, которая за 6 лет увеличила бизнес в 50 раз и из очень маленькой превратилась в одного из лидеров отраслевого рынка с оборотом в 1,5 млрд рублей.

Очень удобен и такой инструмент, как отсрочка платежей за поставленные товары. Мы работаем здесь с SINOSURE ― китайской государственной корпорацией по страхованию экспортных поставок — получаем для клиентов отсрочку до 180 дней. Это позволяет отказаться от банковского кредитования, высвободить активы из залога, использовать их более продуктивно. К тому же, это удешевляет финансирование.

Клиентам, которые в связи с нерегулярностью выручки не могут обращаться за банковскими кредитами, мы помогаем использовать различные гарантии по обеспечению исполнения обязательств, что позволяет находить финансирование.

У нас есть многочисленные кейсы по кредитованию оплаты таможенного оформления. Это также востребованный инструмент, позволяющий не отвлекать деньги из бизнеса и направлять их на закупку товаров.

Сегодня таможенные органы часто оспаривают коды, доначисляют платежи. Как с этим работать?

Определение кода ТН ВЭД может существенно повлиять на экономику проекта. Так, в случае дорогостоящего оборудования разница после смены кода может составить миллионы и миллионы рублей. Важно изначально правильно классифицировать товар, чтобы потом не было корректировок со стороны таможенных органов, доначислений платежей, открытия дел, административных и/или уголовных. Наши сотрудники обладают высокой компетенцией, позволяющей им это делать. Плюс мы накопили большой опыт отстаивания заявляемых таможенных кодов, в том числе в суде.

Один пример. Есть особая категория товаров, на которую действуют ставки «0% 0%»: при их ввозе не надо платить ни пошлину, ни НДС. Это касается определенных видов оборудования, не имеющего аналогов в России. Мы умеем эти «два нуля» подтверждать. Часто это может служить залогом рентабельности производства и нового бизнеса в целом.

Нередко мы помогали клиентам переклассифицировать товары в правильные коды, что позволяло экономить на таможенных платежах.

У нас выработаны определенные алгоритмы работы с иностранными поставщиками (получения документов, контроля погрузки и др.), что позволяет свести к минимуму количество претензий со стороны таможенных органов.

Насколько критична для импортного проекта логистика? За счет чего тут можно экономить?

Логистика тоже существенно влияет на экономику. Особенно критично это для того же оборудования, где цена сильно зависит от маршрута перевозки и вида транспорта. Мы доставляем грузы разными видами транспорта, по разным маршрутам, можем гибко выстравивать логистику, руководствуюсь ценой и качеством, выбирая наиболее оптимальные соотношения. Каждую перевозку нужно анализировать отдельно, стандартных рецептов не существует. Возьмем, к примеру, доставку негабаритных грузов. Тех же движущихся динозавров для зоопарка мы везли на трале, с перегрузом в Маньчжурии. Недавно доставляли плоско-высекательный пресс, выходящий за стандарты еврофуры. Это проектные, трудозатратные перевозки. Иногда их цена может оказаться настолько большой, что сделает поставку товара невыгодной.

Другой пример — легкие и объемные грузы. Как правило, их перевозят машинами, так как в этом случае стоимость доставки кубического метра меньше, чем при железнодорожной перевозке. Для совсем небольших грузов может оказаться самой дешевой авиадоставка. Нужно учитывать и то, что появляются новые маршруты. Так, сегодня активно развиваются перевозки из Китая через Забайкальск и через Монголию. В этом году строители сомкнули мост через Амур Тунцзян — Нижнеленинское, и скоро возникнет новый быстрый маршрут, который увеличит количество жд перевозок в сообщении с Китаем.

«ВЭД Агент» уже много лет лидирует на сибирском рынке агентирования ВЭД. Высокие компетенции и опыт позволяют вам решать финансовые, таможенные и логистические задачи ваших клиентов. От каких ошибок вы хотели бы предостеречь начинающих участников ВЭД?

Некоторые компании, увидев для себя перспективы и занявшись ВЭД самостоятельно, столкнулись со сложностями, набили первые шишки и решили, что Китай или в целом ВЭД — не для них. Тем самым они закрыли для себя огромный рынок поставщиков товаров или огромный рынок сбыта. Сделали неправильные выводы.

Поэтому нужно преодолеть привычку все делать самостоятельно и только самостоятельно. Ведь почему Китай добился таких успехов в экспорте? Почему там столь успешен малый и средний бизнес, доля которого в ВВП страны в три раза больше, чем у нас? Потому что там существует четкое разделение: производители производят товары, а ВЭД занимаются импортно-экспортные компании. И каждый делает свою работу хорошо.

Занимаясь ВЭД почти пятнадцать лет, мы прекрасно понимаем, что тема эта очень глубокая. Концентрация и консолидация опыта позволяет нам видеть системные подвижки, происходящие в отрасли и прогнозировать необходимость новых подходов в работе. Для новичков это сложно. Поэтому так важно начинать с опытными агентами. Тем более в ситуации, когда конкуренция на традиционных рынках ужесточается и требует максимума внимания. Непрофильную деятельность в этом случае лучше всего поручить специалистам.

В 2018 году «ВЭД Агент» импортировал для своих клиентов товары на 2,5 млрд рублей (с приростом к 2017 году в 20%), оформив более тысячи таможенных деклараций. Наши преимущества не только в опыте и «руке на пульсе» всех изменений. Та же международная логистика — традиционная сфера, в которой чем больше покупаешь, тем больше дают скидку. Поэтому передача ВЭД на аутсорсинг крупному оператору может обойтись компании даже дешевле ее самостоятельного ведения.

Мы проходим все проверки со стороны контролирующих органов, успешно работаем со всеми рисками и угрозами. Любые нюансы и ограничения закрываем компетентной командой и транслируем эту безопасность на клиентов, доверивших нам агентирование ВЭД. Они могут спокойно сосредотачиваться на основном бизнесе. География наших клиентов — вся Россия.

Вы сказали, что рынок ВЭД ждет трансформация. Что будут делать импортеры в условиях ужесточения давления?

Когда порог входа в определенные сферы импорта увеличивается, компании будут вынуждены увеличивать объемы, чтобы сокращать издержки на единицу продукции. Или искать другие пути, например, переходить к импортозамещению. Многие наши клиенты, которые раньше закупали товары в Китае, теперь приобрели оборудование и производят их самостоятельно. И даже вышли на экспорт.

Но импорт, конечно же, не умрет. Есть товары, которые невыгодно производить в России. Часть из них по-прежнему будут закупать в Китае, который останется мировой фабрикой.