Меню

Обзор: типографии

      ЭкспертыАлександр Бурделев исполнительный директор издательско-полиграфического комбината «Принт-Авто»Юрий Верещагингенеральный директор типографии «Харменс»Светлана Домниковафинансовый д

Конкуренция на новосибирском полиграфическом рынке усиливается  типографии наперегонки обновляют оборудование и наращивают производственные мощности. Предложение уже превышает спрос, большинство типографий недозагружено. Преодолевать кризис перепроизводства типографиям придется за счет специализации по видам выпускаемой продукции, прогнозируют участники рынка.

 

 



Почему цены на полиграфические услуги перестали расти Для чего типографиям нужно специализироваться Как типографии борются с недозагрузкой производства Какие сегменты полиграфического рынка развиваются наиболее динамично

 

Эксперты

Александр Бурделев исполнительный директор
издательско-полиграфического комбината «Принт-Авто»
Юрий Верещагингенеральный директор типографии «Харменс»
Светлана Домниковафинансовый директор типографии «Деал»
Роман Мелехов коммерческий директор типографии «Графолит»
Павел Поляковдиректор компании
«Печатный салон «Мегаграфикс»
Оксана Семеновагенеральный директор издательского дома «Вояж»
Александр Сопин директор по экономике
«Советской Сибири»
Людмила Фелерначальник коммерческого отдела типографии «Талер-Пресс»

Объем новосибирского рынка полиграфических услуг в 2006 г. по сравнению с 2005 г. вырос на 20% и составил 4 млрд руб., считает Александр Сопин, директор по экономике «Советской Сибири». В городе работает более 100 типографий, при этом около 50% местного полиграфического рынка, говорит Сопин, контролируют всего 7 игроков: «Советская Сибирь», «Вояж», «Ерматель», «Сибпро», «Харменс», «Форт-пресс», «Принт-
Авто».


Прошедший год ознаменовался для полиграфистов усилением конкуренции, единодушны участники рынка. Павел Поляков, директор компании «Печатный салон «Мегаграфикс», объясняет это сокращением числа иногородних заказов и массовой модернизацией производства  в 2006 г. большинство крупных и средних типографий нарастили мощности. «100-процентной загрузки не имеет ни одно предприятие»,  утверждает Роман Мелехов, коммерческий директор типографии «Графолит». «У многих типографий простаивают дорогостоящие мощности»,  вторит генеральный директор «Харменса» Юрий Верещагин.

 

Ценовая конкуренция остается в прошлом
Такие компании как «Харменс», «Принт-
Авто», «Вояж», «Мегаграфикс», «Графолит», «Советская Сибирь», «Деал» в прошлом году запустили или готовят к запуску в ближайшее время как новые листовые, так и ролевые печатные машины. «Приобрести новое оборудование стало гораздо легче. Финансовые структуры лояльно настроены к полиграфическим предприятиям и охотно их кредитуют»,  отмечает светлана домникова, финансовый директор типографии «Деал». Самые дорогие программы модернизации были реализованы «Советской Сибирью» и «Харменсом»  в 2006 г. они инвестировали в оборудование 4,1 млн евро и 2,6 млн евро соответственно.
Ужесточение конкуренции заставляет типографии снижать цены. Крупные полиграфисты выигрывают за счет наличия полного технологического цикла и помещений в собственности: «Им не надо платить за субподряды, за аренду, они могут предлагать заказчикам более выгодные цены. С другой стороны, существуют небольшие компании, главная задача которых  любыми способами собрать вал заказов, чтобы обеспечить себя оборотными средствами»,  объясняет генеральный директор ИД «Вояж» Оксана Семенова.

 

В прошлом году, утверждают эксперты, цены стабилизировались, поскольку среднерыночная стоимость услуг уже близка к грани рентабельности. «Каждый руководитель типографии должен понимать, что нельзя строить свое ценообразование только исходя из цен соседней типографии»,  говорит Сопин.
Участники подтверждают, что сейчас конкурентным преимуществом являются сроки изготовления продукции.

 

Полиграфисты пришли
к специализации по видам выпускаемой продукции
Еще одно следствие усиления конкуренции среди полиграфистов  стремление к специализации по видам производимой печатной продукции. До сих пор, если типографии и имели специализацию, то складывалась она, как правило, довольно стихийно, без прямой взаимосвязи с потребностями рынка. «Наше предприятие, созданное в 1997 г., вошло на рынок упаковки случайно и, как показало время, удачно»,  говорит Александр Бурделев, исполнительный директор издательско-полиграфического комплекса «Принт-Авто». «Типографии работают в том сегменте, в каком начинали. К направленной специализации по видам печатной продукции рынок только подходит»,  подтверждает Роман Мелехов. «Типографии понимают, что выгодней работать в одном сегменте и за счет этого нарастить объемы производства, чем распыляться по всем видам выпускаемой продукции, что требует немалых финансовых вложений»,  рассуждает людмила фелер, начальник коммерческого отдела типографии «Талер-Пресс».

 

В будущем, полагает Александр Сопин, все небольшие типографии станут узкоспециализированными, и лишь крупные предприятия позволят себе оставаться универсальными: «Если у типографии нет ресурсов для развития всех направлений, то лучше сконцентрироваться только на одном или двух, а не распылять силы на все. Например, в 2003 г. мы закрыли цех глубокой печати вследствие того, что ресурсов на развитие у нас не было, а конкурировать, не имея преимуществ, невозможно». Светлана Домникова, напротив, считает, что четкое сегментирование более свойственно крупным игрокам, а мелкие типографии будут стремиться оказывать комплексные услуги, в том числе  за счет привлечения субподрядчиков.

 

Типографии делают ставку на печать упаковки
и периодики
Перспективными направлениями полиграфии участники рынка считают изготовление упаковочной продукции и этикетки. «Спрос на потребительскую упаковку растет неуклонно,  утверждает Юрий Верещагин.  Развивается узкорулонная флексографическая печать за счет перехода производителей напитков на самоклеющиеся этикетки. На этом рынке можно начать работать и при небольших вложениях». Павел Поляков из «Мега-
графикса» также отмечает рост спроса на флексо-печать.

 

«Харменс» в этом году в районе аэропорта «Толмачево» начал строительство полиграфического комбината мощностью 100 млн листов формата А1 в год (сейчас мощность «Харменса»  около 40 млн листов). Новое предприятие будет специализироваться на производстве картонной потребительской упаковки. «Строительство большого полиграфического комбината позволит нам снизить издержки и расширить производственные возможности. Объем инвестиций в строительство и приобретение полиграфического оборудования составит около 20 млн евро»,  рассказывает Юрий Верещагин. Он ожидает, что благодаря введению в эксплуатацию полиграфкомбината «Харменс» увеличит свою долю на рынке картонной упаковки Сибири и Дальнего Востока с нынешних 6 до 20%. Объем рынка картонной упаковки и журнальной печати Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в 2006 г. составил, по оценке Юрия Верещагина, 2,5 млрд руб.

 

«Деал» приоритетным для себя считает книжно-журнальный сегмент. «Мы будем наращивать соответствующие производственные мощности и нацелены на увеличение доли книжной продукции в общем объеме производства до 20% и специализироваться на изготовлении представительской продукции»,  говорит Светлана Домникова. А «Советская Сибирь» намерена вкладываться в разные направления. «В ближайшие 3-4 года точно не будем инвестировать в цифровую печать. Все остальные сегменты нам интересны»,  утверждает Александр Сопин.

 

Крупным и наименее освоенным сегментом полиграфии эксперты называют ролевую офсетную печать (позволяет печатать до 50 тыс. оттисков в час и может использовать большее количество типов бумаги, чем листовые машины).
Рост спроса на ролевую печать обеспечивают в основном не вновь появляющиеся периодические издания, а уже существующие, которые наращивают тиражи, отмечают полиграфисты. «Ежегодно десятки изданий разоряются, на их месте появляются новые. Какие-то изменения структуры медийного рынка, несомненно, есть, но кардинального влияния на рынок полиграфии они не оказывают»,  поясняет Александр Сопин. Оксана Семенова добавляет, что приход новых печатных изданий, особенно крупных  явление достаточно редкое, чтобы серьезно менять картину на полиграфическом рынке.

 

Александр Сопин говорит, что на состоянии рынка в большей степени сказывается не приход новых печатных изданий, а формат продукции: «Когда-то для газет был приоритетным форматом А2. Потом появился формат А3, сейчас идет активный процесс перехода на формат А4. Если типография уловила эту тенденцию и успела обновить парк оборудования, то она будет «на коне», если нет, то у нее через какое-то время могут возникнуть проблемы с загрузкой».

 

 

Роман Мелехов: «Типографии работают в том сегменте, в каком начинали. К направленной специализации по видам печатной продукции рынок только подходит».

Александр Сопин: «Каждый руководитель типографии должен понимать, что нельзя строить свое ценообразование только исходя из цен соседней типографии».

Оксана Семенова: «Существуют небольшие компании, главная задача которых  любыми способами собрать вал заказов, чтобы обеспечить себя оборотными средствами».

статистика
Основные заказчики картонной упаковки производители продуктов питания и кондитерских изделий
Отраслевое распределение потребления упаковки по Сибири и Дальнему Востоку в 2006 г.

Кондитерские изделия [29%]
Продукты питания [23%]
Парфюмерия и бытовая химия [18%]
Мед. препараты и БАДы [17%]
Табачные изделия [3%]
Корма для животных [2%]
Другие [8%]