Меню

Обзор:Интернет-провайдеры

эксперты Олег Кусь генеральный директор компании «Сибирские Сети» Дмитрий Курилов коммерческий директор компании «Сибирьтелеком» Александр Ларьяновский начальник отдела регионального развития комп

Интернет-провайдинг пока опережает рост IТ-рынка в целом. Провайдеры смело планируют рост 40-50% в год. Кроме наращивания абонентской базы, игроки рынка уделяют внимание и качественному росту — внедряют новые услуги, увеличивают мощности, стремятся заинтересовать пользователей контентом. До насыщения рынка осталось два-три года, и провайдеры торопятся использовать это время как можно эффективнее.
эксперты

Олег Кусь
генеральный директор компании «Сибирские Сети»
Дмитрий Курилов
коммерческий директор компании «Сибирьтелеком»
Александр Ларьяновский
начальник отдела регионального развития компании «Яндекс»
Валентин Левин
генеральный директор компании «СибелТелеком» (сеть HomeNet)
Алексей Раменский
директор по развитию регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ)
Сергей Сидоров
директор по развитию компании «Первая миля» (сеть academ.org)
 
На новосибирском рынке работает около 70 провайдеров. Из них крупными директор по развитию компании «Первая миля» (сеть Academ.org) Сергей Сидоров назвал «Новотелеком», «Сибирьтелеком», «СибелТелеком», «Первая миля», «Сибирские Сети». Эти компании ориентированы прежде всего на частных пользователей, в структуре их доходов юридические лица занимают не более 10%. В корпоративном сегменте интернет-доступа лидируют «Магистраль-телеком», «Сибирьтелеком», Golden Telecom, «СибелТелеком» «Авантел», «Новоком», «Ринет», «НИР-Телеком», ГК «МегаКом», Connecta.
По оценкам Сергея Сидорова, в Новосибирске объем рынка составляет около 400 тыс. домохозяйств, по данным генерального директора компании «Сибирские Сети» Олега Куся, сейчас широкополосным доступом (ШПД) пользуются около 100 тыс. абонентов. По разным оценкам, рынок ШПД ежегодно растет на 50-60% в денежном выражении и на 30-40% по числу абонентов. Такой рост происходит в первую очередь за счет розничного рынка. Корпоративный сегмент развивается медленнее, он почти заполнен. У большей части клиентов уже давно налажены связи с провайдерами, и они не склонны менять поставщика услуг. Рост в корпоративном секторе происходит за счет того, что существующие клиенты активно потребляют услуги, кроме того, появляется интерес к новым предложениям, например организации защищенных частных виртуальных сетей (VPN). В среднем ARPU для физических лиц составляет 400 – 800 руб., а для компаний — 3000 – 6000 руб.

По словам коммерческого директора компании «Сибирьтелеком» Дмитрия Курилова, провайдер в 2008 г. снизил стоимость на помегабитный трафик в новосибирском филиале на 15%. Генеральный директор компании «СибелТелеком» (сеть HomeNet) Валентин Левин говорит, что провайдеры с февраля по август этого года трижды удваивали скорости при сохранении цен. «Таким образом, стоимость одного байта, скаченного из интернета, упала в восемь раз», — отмечает Левин.

Контент становится конкурентным преимуществом

Внутри домовых сетей провайдеры стремятся предложить своим абонентам дополнительные сервисы — доступ к локальным информационным и развлекательным ресурсам города, возможность файлового обмена между пользователями (музыка, видео, фото), интернет-пейджеры, почтовые серверы и т.д. Свои порталы сегодня развивают компании «Новотелеком» («Электронный город»), «Первая миля» (Academ.org), «СибелТелеком» (HomeNet) и «Сибирьтелеком» (Sibnet).

По словам Валентина Левина, изначально компания шла по пути поддержки множества частных ресурсов, централизованные же рассматривались как вспомогательные. «Как вариант конкурентного ответа тем, кто делал упор на централизацию ресурсов, мы предоставили бесплатный доступ к ресурсам НГС и «Яндекс», — говорит он.

Директор по развитию регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Алексей Раменский сомневается, что собственный контент может приносить прибыль провайдеру. «Пока только «Электронный город» является коммерчески выгодным проектом, продажи рекламы на нем полностью оправдывают его существование, другие проекты пока нерентабельны», — рассказывает он. Начальник отдела регионального развития компании «Яндекс» Александр Ларьяновский считает, что коммерчески выгодным также является региональный проект Academ.org. «Большинство провайдеров организовывают собственные контент-проекты по приниципу «потому что есть у конкурентов». Однако постепенно приходит понимание, что провайдеры должны заниматься тем, что умеют, — предоставлять доступ к интернету и возможность создавать контент тем, для кого это профильный бизнес. Еженедельно к программе «Яндекс.регионы» подключаются новые партнеры, потому что все основные сервисы «Яндекса» — карта, погода, афиша, телепрограмма и др. — уже локализованы».

В мае 2008 г. «Новотелеком» ввел в эксплуатацию дата-центр стоимостью 50 млн руб., который позволит разместить оборудование для обеспечения интернет-связью около 150 тыс. жителей. Директор компании «Новотелеком» Олег Игнатенко предложил другим провайдерам установить обмен трафиком (пиринг). Однако пока, кроме «Первой мили», к проекту никто не подключился.

Провайдеры делают ставку на дополнительные сервисы

Для операторов, предоставляющих исключительно услуги интернет-доступа, значительного объема доходов контент не приносит и рассматривается, скорее, как имиджевый, а не коммерческий проект. Для операторов, которые в дополнение предоставляют услуги платного телевидения, потенциал доходности выше. Так, в апреле 2008 г. группа компаний «Сити» (кабельное телевидение «Сити» и широкополосный доступ в интернет) и «СибелТелеком» объявили об объединении бизнесов и создании единой мультисервисной компании, оказывающей услуги кабельного телевидения, доступа в интернет и телефонии. Объединенная компания планирует, что к концу 2008 г. у нее будет 120 тыс. абонентов кабельного телевидения, а к середине 2010 г. — 120 тыс. пользователей интернета. Валентин Левин рассказывает, что пока популярность цифрового телевидения растет не так быстро. «Виной тому относительно высокая стоимость за подключение (2-2,5 тыс. руб.) и абонентская плата», — говорит он. Сергей Сидоров считает, что развитие цифрового телевидения произойдет не ранее 2009 г. «Здесь ключевым фактором будет не доступность сети, а умение и способность провайдера организовать надлежащий сервис. Скорее всего, цифровое телевидение будет премиум-сегментом в бизнесе провайдеров. Во-первых, эта услуга дороже, во-вторых, она технологически более сложная, а в-третьих, она «выстрелит» в том случае, если будет интересный контент», — отмечает Сидоров.

С 2007 г. «Сибирьтелеком» начал предлагать услугу Webstream-TV, а «Новотелеком» — услуги цифрового телевидения на своем сайте «Электронный город» и услуги видеотелефонии и видеоконференц-связи. В этом году «Первая миля» достраивает сеть кабельного телевидения, а в следующем — начнет оказывать услуги цифрового телевидения. Компания «Сибирские Сети» также планирует развивать направления телефонии и Web-TV. «Однако сейчас потребители недостаточно готовы к новой услуге. Когда в Новосибирске интернетом будут пользоваться хотя бы 30% жителей, востребованность в услугах будет очевидной, мы обязательно будем работать с этой аудиторией», — рассказывает Олег Кусь.

Компании стремятся пакетировать услуги

Дмитрий Курилов говорит, что развитие услуг Triple Play на базе собственной мультисервисной сети — один из шагов на пути пакетирования услуг. По его словам, все регионы СФО будут связаны единой сетью, а компания сможет предоставлять полный спектр услуг Triple Play на своей лицензионной территории. Реализация этого крупнейшего инвестпроекта позволит создать корпоративную среду для доставки контента пользователям и сохранить интернет-трафик внутри региона, что отразится на ценовых предложениях компании. «Мы подошли к этапу создания для абонентов пакетных предложений под маркой «Твист». В рамках этой услуги пользователям предлагаются до 64 телевизионных каналов, доступ в интернет на скорости передачи данных до 8 Мбит/сек. (по технологии ADSL) и 100 Мбит/сек.(по технологии ETTH), а также интерактивные сервисы», — рассказывает Курилов. По его словам, с 1 августа этого года пакет «Твист» доступен в Томске и Красноярске, к концу года эта услуга появится и в Новосибирске. Пользователи услуги смогут выбрать один из пакетов ТV каналов: «Эконом» — 21 ТV канал за 50 руб. или «Стандарт» — 62 ТV канала за 150 руб., за дополнительную плату от 30 до 100 руб. абоненты получат возможность заказать просмотр фильма из видеобиблиотеки. Сейчас она содержит 105 фильмов. Также клиентам услуги «Твист» компания предоставит электронную программу передач и многоязыковое звуковое сопровождение (на 5 каналах — на 2-х языках и на 1 канале Euronews — на 8-ми языках). Кроме того, абоненты получат скидку 10% на безлимитный тарифный план широкополосного доступа в интернет в рамках пакета. До конца 2008 г. количество абонентов услуги «Твист» увеличится до 4,5 тыс. абонентов.

Рынок консолидируется

Усиливается тенденция консолидации российских операторов связи, и Новосибирск — не исключение. Валентин Левин считает, что в ближайшие два года интернет-провайдеры, абонентская база которых составляет менее 100 тыс. абонентов, не будут рентабельными — им придется продаваться московским компаниям либо объединяться с более крупными провайдерами.

По оценкам Олега Куся, местный рынок сейчас очень привлекателен инвестиционно как для новых игроков, так и для федеральных операторов. «Новым игрокам будет сложно за быстрый срок нарастить те же мощности, что есть у существующих операторов. Поэтому, возможно, самый быстрый и эффективный путь регионального развития для них — покупка местных компаний и сетей.

Алексей Раменский отмечает, что сейчас подключать к ШПД частных пользователей стремятся компании, которые изначально ориентировались на корпоративный сегмент, — «НИР-Телеком», «ЭР-Телеком», Golden Telecom. «Не исключаю, что «ЭР-Телеком» в ближайшее время купит небольшого новосибирского провайдера. Компания может занять существенные позиции на рынке, учитывая, что она оказывает услуги кабельного телевидения, и у нее есть неплохой контент-проект», — говорит Раменский. По его словам, TTK и Golden Telecom потребуется как минимум год, чтобы оценить ситуацию на рынке. Одновременно эти компании задумались о создании контент-проектов. ТТК сейчас разработала техзадание проекта и ведет переговоры с подрядчиками, а Golden Telecom планирует локализовать екатеринбургский городской портал E1.ру, но получится или нет — вопрос спорный.

«Через 2-3 года на рынке будут работать 3-5 крупных провайдеров, — считает Левин. — Выход для малых предприятий — договариваться с управляющими компаниями и осуществлять дополнительные сервисы. С помощью домовых сетей можно снимать информацию со счетчиков, с датчиков воды, тепла, обслуживать лифты и т.д. Такая компания может работать даже при небольшом количестве абонентов — например, подключив микрорайон, в котором более 100 домов».

Провайдеры проведут WiFi в частные дома

Технологию беспроводного доступа к интернету развивают «РИСС-Телеком», «Энфорта», «РТКом-Сибирь», «ТТК» и Golden Telecom. В основном WiFi-передатчики стоят в торговых центрах и ресторанах. Валентин Левин считает, что для подключения частных и корпоративных пользователей технология WiFi запоздала в Новосибирске. «Она актуальна в Москве, где трудно проложить кабель, но когда все дома подключены к «оптике», WiFi бесперспективна. Единственная перспектива WiFi — быть вспомогательной сетью там, где дорого тянуть «оптику». Например, в частном секторе. Именно там мы планируем устанавливать передатчики», — говорит он.

В ответ на экспансию федеральных игроков местные провайдеры строят планы по расширению своих домовых сетей. Так, сейчас «Сибирьтелеком» имеет более 280 тыс. абонентов широкополосного доступа Webstream. До конца года компания планирует достичь отметки более 400 тыс. абонентов.

«Сибирские Сети» намерены увеличить абонентскую базу на 40-50% и до конца 2008 г. подключить 20 тыс. пользователей. «Новотелеком» планирует увеличить количество абонентов к концу 2008 г. до 60 тыс. абонентов.

Конкуренция все более ужесточается, говорят участники рынка. «Если раньше не было конкуренции по территориальному признаку, либо она была слабо выражена, то сейчас за абонентов одного дома конкурируют 2-3 оператора», — отмечает Валентин Левин. Некоторые мест­ные операторы устремились в соседние регионы. В мае этого года «Сибирские Сети» купили новокузнецкого интернет-провайдера City Net (владеет оптико-волоконной сетью протяженностью 50 км). Однако, по словам Олега Куся, на этом планы региональной экспансии не заканчиваются.