Проблема юрлиц, которые появляются, получают деньги, сдают некачественную работу и исчезают, стоит довольно остро с момента появления законов, регламентирующих систему государственных аукционов.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников 2 апреля заявил, что от государственных контрактов необходимо отсечь фирмы-однодневки. Предприниматели, привыкшие работать в рамках закона, полностью поддерживают подобные инициативы и предложения. Однако одного желания губернатора для реализации инициативы недостаточно. Необходимо вносить изменения в 44-ФЗ. Но перед этим хотелось бы понять причины появления фирм-однодневок и их специфику.
Два варианта безысходности
Взгляд практиков на эту проблему высказали предприниматели — члены комитета по строительству новосибирской «Опоры России» — Сергей Левшенков (производство светодиодных светильников) и Виктор Остахов (инжиниринговая компания). По их мнению, фирмы-однодневки возникают не на пустом месте. Они появляются из-за того, что сам заказчик порой ставит честный бизнес в условия, в которых невозможно выполнить заказ качественно и добросовестно.
Например, на рынке госзакупок светодиодных светильников установилась следующая ситуация. Каждый год появляются новые игроки, про которых ранее никто не слышал. Они выигрывают конкурсы на поставку светодиодного оборудования в госучреждения с огромным снижением в цене (40-50%). При этом поставить товар, соответствующий техническому заданию (написанному заказчиком) и требуемым параметрам заказчика почти невозможно, так как, помимо себестоимости товара, компании-поставщику еще необходимо привезти товар и заработать. Часто выход остается один: поставлять оборудование с «нарисованными» характеристиками, которое де-факто совершенно не соответствует требованиям. Сюда и пробираются фирмы-однодневки. В этом случае заказчик оказывается перед выбором.
Первый вариант — безапелляционно принять то, что поставил исполнитель. Но тут возникает проблема с гарантийным обслуживанием. Если компания поставщик через год прекратит существовать, то претензию по гарантийному обслуживанию будет направлять некому. В таком случае необходимо закупать оборудование заново.
Эта ситуация наглядно показывает, как госучреждения оказываются заложником существующего порядка проведения государственных закупок. Денежные средства были потрачены, а результат тот же, что и был ДО модернизации системы освещения.
Второй вариант — отказаться от приема товара. Это повлечет длительное разбирательство, претензионный порядок, в результате чего он может вообще не успеть освоить бюджет в этом году и остаться без нужного товара. А если заказчик все-таки докажет несоответствие товара, то поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Да, это наказание, но оно никого особенно не останавливает — всегда можно открыть новое юридическое лицо и снова участвовать в госзакупках. За то время, пока будет идти разбирательство с заказчиком и внесение поставщика в реестр недобросовестных, эта компания-однодневка может выиграть еще пару десятков тендеров на поставку.
Это еще одна проблема на рынке госзакупок — когда техническое задание пишет заказчик, однако не во всех учреждениях есть специалисты, которые могут грамотно составить смету и осуществить приемку. Из-за этого порой возникает недопонимание даже с добросовестными подрядчиками.
Однажды к нам обратились из администрации Новосибирской области. У них есть IT-служба, и там нужно было охладить помещение. Мы сделали коммерческое предложение, составили смету, эти документы пошли в отдел закупок. В итоге изначальная смета на 800 тысяч рублей превратилась в 395 тысяч — оставили основной агрегат и выкинули многие важные вещи. Пришли к тому, что блок кондиционирования был поставлен, а сама система не работает, так как воздуховоды и другие сопутствующие вещи были не учтены и вычеркнуты из сметы. Смета была оптимизирована до такой степени, что перестала соответствовать рынку, — рассказал Виктор Остахов.
Можно ли что-то с этим сделать?
Распоряжением правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг.» уже затронута данная тема. С одной стороны, в ней предлагается «упростить для субъектов малого предпринимательства доступ к закупкам», но при этом «Остается актуальным вопрос исключения участия в закупках недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Решением данного вопроса может быть допуск к контракту только квалифицированных участников закупок, обладающих опытом исполнения контрактов».
На ежегодном Форуме «За честные закупки» 3 апреля также были озвучены положения некоторых законопроектов, направленных на защиту интересов заказчиков и предпринимателей, в частности — рейтингование добросовестных поставщиков и применение этого критерия как критерия оценки в конкурсе, а также автоматическая проверка участников через Единый реестр участников закупок по всем необходимым документам (членство в СРО, наличие лицензии и т.д.).
Директор АНО ИДПО «Госзаказ», руководитель комитета по госзакупкам новосибирского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Николай Балыбин:
Это всегда русская рулетка, так как госэкспертизы часто бывает недостаточно. Заказчик не может этого знать в силу того, что он не специалист в этой сфере, а строители сталкиваются позже по этому проекту с невозможностью его исполнения, так как оказывается, что части материалов вообще не заложено, количество посчитано неправильно или еще что-нибудь. В моей практике был случай, когда подрядчик выиграл строительство кровли у здания, но, когда он пришел на объект, здание еще не было построено. Для решения этой проблемы необходимо создать орган, который бы оценивал каждый проект на его достаточность и всесторонний охват возможных проблем и скрытых работ. Это возможно сделать на местном уровне.
Выход есть: надо правильно применять закон и масштабировать лучшие практики
Кандидат экономических наук, доцент кафедры налогообложения, учета и экономической безопасности СИУ РАНХиГС Татьяна Черепкова:
В дополнение к ст. 33 44-ФЗ и на основе норм ГК (ст. 759) заказчик при описании закупки вправе выдавать поставщику (исполнителю) техническое задание, содержание которого не регламентировано 44 Федеральным законом, и, следовательно, заказчик не может привлекать поставщика к гражданской ответственности за ненадлежащее или неполное выполнение условий контракта, в том числе за упущенную выгоду и репетиционные риски. Таким образом, нормы 44-ФЗ не работают в комплексе гражданско-правовой ответственности бизнеса, чем создают существенное искажение конкуренции на рынке между добросовестными и недобросовестными участниками закупок. Проще говоря, он их уравнивает.
Выход есть: популяризация лучшей практики закупок, обобщение и распространение судебной практики, демонстрирующей акцент на качественном и добросовестном исполнении государственных контрактов. Это ключ к повышению качества удовлетворения государственных нужд и повышению эффективности бюджетных расходов.