Меню

«Партнерство тоже подают холодным». Анна Сидевич — о бизнесе без дружбы

Основатель «Кейтеринга от Анны Сидевич» рассказала, как создала компанию с человеком, чье мнение всегда разнилось с ее собственным.

Принято считать, что лучший деловой партнер — это друг, товарищ, единомышленник, а то и вовсе родственник. Династии Нобелей и Демидовых, братья Шлюмберже и Ротенберги. Мой опыт показывает, что это не так. Точнее — далеко не всегда так.

С Еленой Васильевной Шевченко — моим будущим партнером — мы работали на руководящих должностях в управлении ресторанной компанией. Я — директором по развитию, она — главным технологом сети. До моего прихода в компанию все прислушивались к ее мнению и делали, как она говорила. Но проблема была в том, что Елена Васильевна — производственник, и ее подход к обслуживанию был технологичным и больше удобен работникам, чем гостям. Я же смотрела на все глазами клиента: на этой почве у нас были очень жесткие споры, каждая защищала свою позицию. При этом мы смогли оценить уровень профессионализма друг друга, вместе построили и открыли в компании 7 ресторанов разного формата. Она проектировала кухню, подбирала и контролировала шеф-повара при создании меню, набирала и обучала поваров, отлаживала работу кухни. Я составляла план инвестиций и окупаемости проекта, защищала перед инвесторами, затем подбирала и контролировала строителей, дизайнеров, определяла подбор и обучение директоров, администраторов и официантов, отлаживала работу в зале.

Несмотря на наши сложные взаимоотношения, мы никогда не подводили друг друга, а только дополняли и по-деловому поддерживали. Но при этом все кругом знали — если самый громкий скандал в офисе, то это точно наши с ней разборки между собой.

Как многие топ-менеджеры, в определенный момент я «созрела» для создания собственного бизнеса. Конечно, у меня была достойная зарплата, кабинет в красивом офисе в бизнес центре А-класса, оплата сотовой связи. Меня очень любили и уважали директора наших ресторанов и наконец то наладились отношения со всем топ-менеджментом. Но я понимала, что пришло время делать новый шаг. И теперь уже мечтала стать собственником бизнеса. Наивно пришла к собственникам и предложила новый уровень отношений. Мол, мои мозги + их ресурсы = общий бизнес. Я была готова на любой процент от прибыли, лишь бы перейти в статус соучредителя. Но боссы категорически отказались, сказав, что рассматривают партнерство только при финансовых вложениях, и одного профессионализма как вклада в совместный бизнес им недостаточно.

Тогда этот отказ я пережила очень болезненно. Мне казалось, что это провал в моей карьере, и другого шанса не будет. Но работать мне очень нравилось — я много сил и времени вкладывала в развитие этой компании и много перестраивала в ресторанах, чтобы они были успешными и прибыльными.  Да только я не видела своего будущего. Чувствовала, что готова к переменам, новому жизненному этапу. Но как? Где?

Кейтеринг! Эта идея у меня всплыла из подсознания. Когда я стажировалась в кейтеринговой компании в США, то уже тогда в первый раз подумала, что было бы здорово запустить в Сибири такой бизнес. Но в тот момент испугалась этой мысли и спрятала ее подальше. Пришло время — и воспоминание вернулось, стало навязчивой идеей. К тому же, у меня были хорошие отношения с заказчиками, когда работала еще в «Белом зале». И они мне сами говорили: «Аня, открой свой кейтеринг —  мы у тебя будем заказывать!» Поделилась этой мыслью с Еленой Васильевной, та поддержала. Потому что тоже задумывалась о своем будущем и не видела его в этой ресторанной компании. В то время друг моего мужа — директор ледовой арены — в очередной раз попросил меня помочь организовать там точку питания. Ко мне часто обращались знакомые за профессиональным советом. Но теперь это был знак.  Звезды сошлись.

Мы с Еленой Васильевной ушли из топов и стали работать в буфете на ледовой арене, а заодно предлагать услуги кейтеринга. Вместе отмывали столы и холодильники, ездили на закуп, работали продавцами. Елена Васильевна все готовила сама.  Когда требовалось, вызывала дополнительно поваров. Я тоже всю подготовительную работу делала самостоятельно, если же нужна была помощь, вызывала официантов.

Организовывая бизнес, мечтали о больших деньгах, но зарабатывали первоначально на порядок меньше, чем получали раньше зарплату как топ-менеджеры. Было очень страшно — не понимали, правильно ли поступили, уйдя с хороших должностей и гарантированной зарплаты? Но, несмотря на все это, ни о чем не жалели и просто продолжали вкалывать дальше. И однажды приснился сон, будто прошел ровно год с момента нашего увольнения. И в очень хорошем настроении говорю партнерше: «Как классно, что тогда приняли такое решение!» В этом настроении я проснулась, будучи уже абсолютно уверенной в правильности выбранного пути.

Дальше у нас был непростой этап работы сразу по трем направлениям:

* кондитерское производство — продавали десерты в сеть кофеен «Кофе Хаус» и торты в сети магазинов «Мегас»;

 * корпоративное питание — кормили сотрудников сети магазинов «Метро кэш энд керри» и КПД «Газстрой»;

* событийный кейтеринг.

Обороты росли, а финансовый результат был очень нестабильным, и, как мы потом разобрались, кейтеринг давал плюс, потому что именно в этом бизнесе у нас были самые высокие компетенции, а корпоративное питание и кондитерское производство — это не наш конек.  Сейчас это кажется очевидным, но тогда было страшно отказаться от всего, кроме кейтеринга. Сейчас он вышел на обороты, которые раньше нам давали все три направления. У «Кейтеринга Анны Сидевич» накопился багаж российских и международных наград, нас приглашали для обслуживания первых лиц России, крупных федеральных чиновников и бизнесменов.  

При этом с Еленой Васильевной мы по-прежнему на «вы», не проводим совместно досуг, не дружим семьями. Более того, никуда не делся наш, если так можно сказать, мировоззренческий антагонизм: она смотрит «из кухни на стол» глазами производственника, а я — «из-за стола на кухню» глазами клиента. В результате выигрываем мы и наше общее дело.

Что касается неслучившегося партнерства с моими директорами в ресторанной компании, то теперь я очень благодарна жизни за тот отказ. Во-первых, пережила бурю эмоций и состояние тотальной ломки сознания, без которых я бы не выросла. Оказалось, чтобы стать собственником, надо полностью отказаться от всех привилегий наемного топа, от комфорта работы в налаженной системе компании, которую создавал не ты сам. Получается, если хочешь выстроить свой бизнес, будь готов начать все с нуля. Старт своего дела — это необходимость делать все своими руками, вкалывать день и ночь, быть разнорабочим и управленцем в одном лице.

Во-вторых, со временем партнерство по схеме «мои мозги плюс чужие деньги» реализовалось для меня самым наилучшим образом. Инвесторы сами нас нашли! Как только я с моим несговорчивым, но эффективным партнером показала первые результаты.   Но это уже другая история. Как-нибудь расскажу.