Генеральный директор инновационной компании уверен: строить команду можно с нуля, а о своем продукте нужно рассказывать везде и всюду — никогда не знаешь, где найдешь полезный контакт.
Ищите партнеров, а не подрядчиков. При разработке нового продукта, особенно на старте, очень сложно сформулировать четкие требования к его конечному облику. Именно поэтому важно окружать себя теми людьми, которые вместе с вами живут идеей создать что-то новое. Старайтесь избегать формальных взаимодействий в стиле «скажите, что сделать, мы сделаем». Такой подход имеет право на жизнь, но только когда вы уже много лет на рынке с вашей разработкой и абсолютно точно понимаете все нюансы вашей деятельности.
Не пытайтесь делать все самостоятельно. Мир и технологии развиваются так быстро, что невозможно быть профессионалом во всех отраслях. Иногда лучше сразу сказать себе: «Я не понимаю в этом ничего или понимаю слишком мало», чем хвататься за все и сразу. Фокусируйтесь на том, что умеете лучше всего, иначе цена, которую вы заплатите в попытке во всем разобраться, будет слишком высока, а время потеряно.
Лучше отказаться от предложения, чем брать невыполнимые обязательства. Важно научиться находить тонкий баланс между тем, чтобы не упускать новые возможности, и адекватной оценкой своих сил. Иметь репутацию команды, которая отвечает за свои слова — это большая ценность.
Старайтесь нанимать людей более квалифицированных, чем вы. Только при таком подходе будет возможность расти профессионально и быстрее достигать целей. Доверяйте мнению окружающих вас профессионалов: вы не можете всегда быть правы во всем.
Полагайтесь на свою интуицию. Иногда нужно принимать решения, экономическая выгода которых не всегда очевидна в текущем моменте времени. Периодически нужно смотреть на такие возможности с позиции «А что мне это даст через год или несколько лет, пожалею ли я, что когда-то принял другое решение?»
Постоянно рассказывайте окружающим о своем проекте, разработке, идеях. Всегда, при любом удобном случае. Никогда не знаешь, кого ты встретишь за соседним столиком в кафе, и чем этот человек может быть полезен! Постоянно возникают самые неожиданные ситуации, когда в разговоре с людьми выясняется, что твой собеседник, например, близко знаком с кем-нибудь, кто может быть очень полезен твоему проекту. И что самое главное, такие люди практически всегда готовы тебе абсолютно бескорыстно помочь, назначив встречу или познакомив по переписке.
Не бойтесь строить команду с нуля. Иногда лучше начинать новый проект с новой командой и новыми людьми, которые сразу же принесут новый взгляд на продукт и рынок, на котором вы работаете. Это абсолютно не значит, что нужно игнорировать проверенных временем людей, но люди со свежими идеями, как правило, позволяют кратно увеличить скорость развития бизнеса и дают возможность взглянуть на себя и свой образ мышления немного со стороны.
Тестируйте разные бизнес-модели. В процессе создания нового продукта запланированная бизнес-модель может кардинально измениться, и это нормально. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Начинайте продажи как можно раньше. Не бойтесь продавать то, чего у вас еще нет. Понятно, что сам факт того, что вы что-то разрабатываете, говорит о том, что вы скорее всего знаете рынок и понимаете свою целевую аудиторию. Речь про то, что нельзя бесконечно долго улучшать, «причесывать» продукт, добавлять новые функции. Нужно как можно быстрее сформулировать образ первой версии продукта, за который вам будет не стыдно, и сроки появления которого на свет будут понятны. Ранние попытки продаж позволят прощупать рынок и подстегнут всю команду к дальнейшей доработке продуктов.
Не ограничивайте себя домашним рынком. Даже если вы не планируете выходить на международные рынки, нужно попробовать предложить свой продукт везде, где только можно. Это позволит посмотреть на ваш продукт со стороны.
Материал подготовлен специально для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» к форуму «Будущее города» в Новосибирске от 15.04.2019 г.