Меню

Первые сделки, продажи за границу и провалы — опыт молодых новосибирских миллионеров

Молодые новосибирские предприниматели рассказали в интервью «ДК», как они строят свой бизнес в регионе, и как им удается успешно выходить на федеральные и международные рынки.

28 ноября в Новосибирске прошел VI Конгресс «Молодые миллионеры Сибири». Это имиджевое событие федерального значения, способствующее формированию и развитию предпринимательской среды в регионе. Несколько предпринимателей, некогда участвовавших в мероприятии в роли начинающих бизнесменов, уже преуспели в бизнесе и готовы поделиться опытом.

Мы задали четырем героям 4 вопроса:

1. С чего все начиналось? 

2. Как выйти из региона на федеральные рынки? 

3. Что сложнее: выйти на рынок Москвы/Санкт-Петербурга или просто в города-миллионники? 

4. Какова была ваша первая продажа за границу? 

Основатель и генеральный директор франшизной сети детских центров ментальной арифметики SmartyKids, соучредитель компании Genetic-test Антон Андреев:

1. Я — основатель франшизы ментальной арифметики для детей SmartyKids. За год существования компании мы продали более 200 франшиз и открыли 130 детских центров. Также мы упаковали франшизу на английском языке, нашли представителей в Испании, Болгарии, Швейцарии, Германии и сейчас активно развиваем бренд на международных рынках. Цель на ближайшие три года — открыть 10 000 центров по всему миру.

2. Для того чтобы быстро развиваться на федеральных рынках, можно пойти по нашему пути и использовать франчайзинговую бизнес-модель. Мы создали продукт в Новосибирске, сделали рабочую модель, упаковали все нужные документы и инструкции в комплект и предложили другим опытным предпринимателям в своем городе организовать этот бизнес, используя наш опыт. Таким образом можно выходить в другие регионы, города и страны. Но есть и другая модель — это развитие через привлечение собственных инвестиций для расширения. Возможна и дилерская схема: найти эксклюзивных дилеров в других регионах, которые продают ваш товар, и строить дилерскую сеть. Также есть вариант сетевого бизнеса.

3. Я уверен, что если предприниматель стремится выйти на федеральные рынки, то он просто должен сам для себя принять такое решение и сказать: «Да, я хочу продавать свой продукт в других городах». Сейчас уже нет такого понятия — региональный рынок или нет. Интернет позволяет продвигать продукты в разных уголках страны и даже за ее пределами. 

4. SmartyKids — это не первая наша компания. Мы построили международную компанию Genetic-test: более 4 000 партнеров в России и за рубежом. Мы просто делаем качественный продукт, правильно его упаковываем и продвигаем. В случае с Genetic-test, тема понравилась представителям другой страны, и они купили франшизу. Но важный момент: продукт должен быть достаточно простым, чтобы его можно было передать партнерам, которые говорят на другом языке, а они могли передать суть  до конечного потребителя, сохранив ценность предложения. Чем сложнее продукт, тем сложнее его интегрировать в другой стране.

Соучредитель спортивного центра Coober Никита Слесаренко:

1. В первом классе оказывал услуги старшим парням со двора: бегал до ларька и покупал сигареты поштучно. Потом был период жвачки, наклеек-переводок-фишек. ИП зарегистрировал в 17 лет. Тогда родителям пришлось писать письмо с подтверждением дееспособности, и я начал заниматься сим-картами, а затем открыл магазин с сотовыми телефонами. После было еще много чего: производство сайтов, интернет-провайдер, оператор ip-телефонии, оптовая торговля пиломатериалом.

2. Нужно быть активным и настойчивым, а бизнес должен быть полезным и, желательно, хорошо задокументированным.

3. Есть мнение, что Москва все съест. Конечно, все зависит от многих вещей, но, на мой взгляд, российский рынок пока еще свободен.

4. Я довольно успешно продавал voip-трафик в Китай, Армению и еще много куда через биржу. Я нашел сайты этих компаний и писал им через переводчик. Было страшно, но очень быстро я понял, что там такие же обычные люди.

Соучредитель ООО «Светлый город» Сергей Левшенков:

1. После окончания университета я работал по найму — занимался строительством объектов связи и 2 года провел в командировках. Но в 2012 г., в очередной раз приехав домой из командировки, понял, что устал, и захотелось делать что-то свое. Я созвонился со своим партнером, с которым мы по сей день вместе, и предложил ему заняться делом. Первым нашим бизнесом была проекционная реклама. Мы сняли офис, придумали название, занимались этим 4 месяца, но попытка оказалась неудачной. В этот момент мы начали продавать строительные материалы. В итоге познакомились со светодиодным освещением, сходили на экскурсию на Бердский завод и решили протестировать это направление. На тот момент средств практически не осталось, только на аренду первого месяца. Мы сняли небольшой офис площадью 18 кв. м, и начали звонить всем подряд.

2. Это очень просто. Сейчас очень сильно развит интернет. Любой человек, когда ему что-то нужно найти, первым делом открывает браузер, забивает поисковой запрос и находит готовый ответ. Поэтому первое, что сделали мы, — это создали сайт и настроили на него рекламу по всей России. Как помню, в Сочи шла подготовка к зимней Олимпиаде, и оттуда к нам поступила первая заявка. На сегодняшний день я уверен: чтобы выйти на федеральный рынок, нужны отличная упаковка и реклама.  

3. Нам проще выйти на города-миллионники, чем на Москву и Санкт-Петербург. Грубо говоря, люди, которые живут в Москве, думают, что «за МКАДом жизни нет». Поэтому, если нам приходит заявка из Москвы, первым делом они спрашивают: «Куда можно приехать и посмотреть, оплатить, забрать?». Мы отвечаем, что мы находимся в Новосибирске, и перед нами встает барьер — москвичи хотят все покупать в Москве. Сейчас у нас в планах — сделать филиал и сборочный цех в Москве. Чтобы люди могли приехать и увидеть все своими глазами. Но по сравнению с Москвой по количеству сделок города-миллионники выигрывают.  

4. Первая продажа за границу была провальной — это был Казахстан. Компания, которая должна была нам поставить товар, объявила себя банкротом из-за финансовых проблем. А клиент уже заказал и оплатил продукцию. То есть мы приняли деньги от клиента, товара у нас нет, а время отгрузки уже подходит. В первую очередь, мы созвонились с клиентом, объяснили всю ситуацию. Клиент был недоволен, но, тем не менее, мы ему вернули все денежные средства и помогли найти поставщиков, у которых он смог купить эту продукцию. Наверное, хорошо, что такая ситуация произошла с нами в самом начале, потому что именно с этого кейса мы начали очень внимательно относиться к поставщикам. С новыми поставщиками мы перестали работать со 100% предоплатой, стали проверять контрагентов, чего мы не делали до этого.

Генеральный директор компании IronDeer Николай Кувикин: 

1. Я приехал из Москвы, мы с отцом взяли ферму. Отец занялся непосредственно хозяйством, а я — сбытом. Сначала запустил бренд одной марки «Маральник Сибирь» — это фермерский продукт для людей, которые знают, что такое маралы. Второе направление — это спортивные добавки для молодежи на основе пантов и крови Алтайских маралов. Сырье мы берем на Алтае. Панты — это неокостенелые рога маралов, они каждый год их сбрасывают, но мы срезаем их чуть раньше, когда они еще мягкие. Потом правильным образом обрабатываем и получаем наши добавки. Это было в самом начале, сейчас же у нас расширилась линейка, мы производим изотоник для восполнения водно-солевого баланса.

2. Мне кажется, у региона есть свои особенности, самобытность. Я эту самобытность увидел в таком продукте. Марал — благородный олень, который проживает на Алтае, у которого панты самые дорогие в мире. Конечно, у нас есть еще много других продуктов: алтайское мумиё, красный корень. Суть в том, что, если найти главную изюминку своего бизнеса и грамотно ее преподнесешь, — это один из вариантов успеха.   

3. Есть такое мнение, которое я разделяю: то, что запускается и создается в Новосибирске, можно запускать и на федеральные рынки. Но наша компания сейчас тестирует и проверяет данную точку зрения. Что сложнее? Наверное, на московский рынок, так как данная публика более требовательная. Но, в целом, я уверен, что интернет — это надежный и проверенный способ.

4. Первая продажа у нас была в Лондон. Написал парень, хотел купить фермерские продукты, но купил еще и IRONDEER. Когда он позвонил, я был на форуме для предпринимателей, я просто взял за руку свою знакомую и попросил ее переводить. Вот так мы закрыли первую сделку.

Фото А.Андреева, Н.Слесаренко, С.Левшенкова: предоставлены спикерами

Фото Н.Кувикина: РБК