Проректор по стратегическому развитию и внешним связям НГУЭУ Павел Новгородов – о том, почему настройка на потребности работодателей в вузах выходит на первый план.
К началу учебного года Новосибирский государственный университет экономики и управления существенно изменит структуру – будут созданы новые факультеты и кафедры, ориентированные на работодателей, изменится содержание направлений и профилей подготовки, обновится педагогический состав. В интервью DK.RU Павел Новгородов рассказал, чем продиктована «перезагрузка» университета и как изменения скажутся на имидже единственного экономического вуза в Сибири.
— Павел Анатольевич, расскажите, в связи с чем возникла необходимость кардинальных изменений структуры НГУЭУ?
— Изменение структуры — лишь часть и необходимое условие более глубоких и содержательных изменений в образовательной деятельности вуза. Изменения обусловлены необходимостью сближения НГУЭУ и внешней среды, ориентации на потребителей. Это выражается в том, что в своей деятельности мы должны, прежде всего, исходить из потребностей клиентов, а не собственных возможностей. В вузах зачастую реализуется подход «что знаю, тому и учу». Насколько это соответствует запросам работодателей — на удивление редко кого волнует. Мы недостаточно глубоко представляем структуру регионального рынка труда, почти не отслеживаем имеющиеся на нем тенденции, не анализируем траектории движения наших выпускников. Взаимодействия вуза с внешней средой точечны, локальны, они не носят системного характера. Нужен идеологический разворот от производственных возможностей к рыночным потребностям, от вопроса «чему учим» к вопросу «для чего учим» — новая структура отвечает этой задаче.
— Как на готовящиеся изменения отреагировали во внутренней среде?
— Подавляющее большинство признает необходимость перемен. Но в целом запуск реструктуризации показал, что очень многие по-разному понимают то, что есть высшее образование, и какова роль вуза в современном обществе. Это свидетельствует о необходимости начать широкую дискуссию относительно базовых установок, которые будут положены в основу осмысленной стратегии развития НГУЭУ.
Приведу пример. При обсуждении идеи факультетов, ориентированных на конкретные секторы работодателей, мне неоднократно говорили: «Студенты не знают, где хотят работать, они не могут сделать осознанный выбор». Но ведь в этом и заключается системная проблема высшего образования — провал в профориентации. Вузы зачастую занимают позицию: мы даем знания, профессию, а поиск работы, продвижение по карьерной лестнице — забота студента и его родителей. Как следствие, большинство выпускников теряют «золотые» годы, раз в год, без какой-то логики, меняя место работы «в поисках себя». Иногда этот поиск уходит далеко за 30 лет. Наш университет должен занимать в этом вопросе проактивную позицию, выстраивая траектории студентов с целью их самоопределения и последующего успешного трудоустройства и развития. Это должна быть не просто помощь в трудоустройстве, а формирование глубокого понимания у студента – кем он хочет быть, какими вопросами заниматься, где его потенциал сможет раскрыться наиболее полно.
— Одна из основных идей новой структуры НГУЭУ — настройка на потребности работодателя. Как ее осуществить? Что для этого должен сделать преподаватель, заведующий кафедрой, декан?
— Я считаю, мы должны переходить к проблемно-ориентированному образованию. Это означает, что в рамках образовательного процесса выявляются проблемы, которые будут решать наши выпускники в реальной жизни. И образовательный процесс должен рассматриваться через призму этих проблем. Если мы даем студенту какой-то инструментарий, то нужно дать и представление, какие проблемы с помощью этого инструментария решаются. Если в рамках какой-либо дисциплины изучаем объект, нужно четко представлять, какими проблемами он живет.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе, который прошел в январе этого года, был сделан доклад о ключевых компетенциях работников в ближайшие годы. И первое место заняла «complex problem solving» – комплексное решение проблем. В современном мире, где, с одной стороны, гигантскими темпами растет объем информации, а с другой – появляются новые технологии, которые в одночасье «закрывают» целые отрасли экономики, снижается роль подготовки кадров конкретной профессии с конкретными знаниями. Поэтому студентов необходимо погружать как в реальную проблематику, так и развивать навыки решения этих проблем.
Проблемы бывают разные — глобальные, государственные, региональные, отраслевые, корпоративные, профессиональные. Возьмем, скажем, глобальные — неравенство, бедность, голод, терроризм, экология... Государственные, федерального масштаба — импортозамещение, продовольственная безопасность, геополитика, демография и так далее. Региональные, актуальные для нашей области — реиндустриализация, привлечение инвестиций в область, развитие муниципалитетов. Это все реальная повестка, которой мы будем жить ближайшие годы, десятилетия. Если внимательно посмотреть, решение этих проблем — почти всегда междисциплинарное, они не могут быть решены и даже осмыслены в рамках узкого профессионального сообщества. Нужно из этого исходить, но это совершенно другой подход, более высокого уровня.
Задача каждого преподавателя — нарисовать карту «проблемных областей», на «закрытие» которых направлена его дисциплина. Задача заведующего кафедрой — определить перечень необходимых дисциплин и увязать их в понятную и востребованную рынком образовательную программу. Образовательная программа является нашим «продуктом», а заведующий – «продуктовым менеджером», и, на наш взгляд, к образовательной программе нужно относиться так же, как и к любому продукту в бизнесе – прежде всего исходить из понимания, какие общественные потребности удовлетворяет та или иная программа. Задача декана — представлять интересы группы кафедр во внешней среде, перед работодателями, имеющими схожее «проблемное поле» и позиционировать вуз как «поставщика решений» этих проблем — через кадры, дополнительное образование, научно-исследовательские разработки и так далее.
— Насколько эта логика соответствует общей государственной политике в области образования?
— Как мне представляется, государство в лице Минобразования РФ и других министерств взяло курс на интеграцию вузов в выполнение разного рода государственных задач. Вузы должны не просто «готовить кадры», вузы должны способствовать решению имеющих долгосрочный характер и актуальных для государства проблем через научную, образовательную и воспитательную деятельность. Мы для себя акцент сделали на региональном срезе и в настоящее время формируем «банк проблем»: обращаемся к региональным и местным органам государственной власти, бизнес-сообществу, общественным организациям с просьбой рекомендовать актуальные темы для включения в образовательную и научную деятельность вуза. Сформировав список, найдем пересечения с компетенциями нашего университета, и будем активно внедрять в учебный процесс – курсовые, дипломные, диссертации. Студенты должны исследовать не абстрактные, а реальные проблемы, актуальные для общества, власти, бизнеса. Это в том числе поможет позиционированию НГУЭУ как «экспертного центра» в данных вопросах.
— Какие ниши НГУЭУ может занять в перспективе, какие потребности внешней среды закроет?
— Я считаю, что есть возможности для открытия многих успешных программ в междисциплинарной области. Нужно делать совместные программы с другими вузами региона, исходя из стратегии развития нашего города, области, Сибирского федерального округа. У нас, например, хорошо развита медицина: есть Медтехнопарк на базе НИИТО и в Кольцово, НИИПК им. Е.Н.Мешалкина. Развиваются биотехнологии, недавно открыли Биотехнопарк. В эту сферу идут и будут идти серьезные федеральные и региональные средства. Развиваются смежные производства. Или, скажем, вопрос продовольственной безопасности, в целом обеспечения продовольствием — люди будут покупать еду в любых экономических условиях. Тема обеспечения продовольствием и питьевой водой особенно остро стоит в густонаселенном Китае, который нам территориально близок, а это выход на международное сотрудничество в этой проблематике. И так далее. Нужно смотреть на федеральные и региональные программные документы, понимать «точки роста» и стараться вписываться в них.
— Каких действий вы сейчас ждете от общественности? Как можно эффективно включиться в процесс реструктуризации людям извне, заинтересованным в изменениях?
— Мы запустили серьезный аудит текущей ситуации. Нужно понять, проанализировать каждый образовательный продукт — из каких дисциплин он состоит, насколько он соответствует потребностям рынка, каково содержание дисциплин, есть ли в них «проблемная» составляющая. Сейчас от этапа обсуждений внутри вуза мы переходим к публичному (с привлечением представителей внешней среды, работодателей), который проводится как в очном (круглые столы), так и в заочном формате. Мы приглашаем работодателей и экспертов, представителей общественности, небезразличных к вопросам качества образования, принять участие в обсуждении. На сайте http://public.nsuem.ru можно выбрать программу и дать по ней предложения и комментарии исходя из своего представления, какими знаниями и компетенциями должен обладать выпускник той или иной образовательной программы. Также на сайте размещено расписание круглых столов, и мы приглашаем заинтересованных лиц к личному общению. Предложения будут собираться и обобщаться, какие-то изменения планируется внести уже в следующем учебном году.
Автор: Юлия Торопова