Меню

Проводник для мелких инвесторов

  Фондовый рынок появился в России в начале 1990-х и долгое время для большинства россиян оставался чистой воды экзотикой: об интернете многие знали лишь понаслышке, а уровень знаний о фондовом рын

Чтобы стать одним из крупнейших игроков на рынке интернет-трейдинга, компании «БрокерКредитСервис» (БКС) пришлось научиться зарабатывать на мелких клиентах. Как, снизив доходность операций, компания смогла в разы увеличить выручку, «ДК» рассказывает генеральный директор новосибирского офиса БКС Ирина Фадеева.

 

Фондовый рынок появился в России в начале 1990-х и долгое время для большинства россиян оставался чистой воды экзотикой: об интернете многие знали лишь понаслышке, а уровень знаний о фондовом рынке и вовсе был близок к нулю. «Брокерские компании боролись только за «серьезных клиентов», не обращая практически никакого внимания на мелких инвесторов. Тогда именно они обеспечивали основной заработок брокерам, в том числе и нам», — вспоминает Ирина Фадеева.
В те годы брокеры использовали в работе традиционный «голосовой» брокеридж — когда клиент звонил своему брокеру по телефону и отдавал распоряжение о сделке. Но в конце 1990-х, когда на зарубежных площадках начала набирать обороты электронная торговля, продвинутым игрокам в России также захотелось опробовать сервис. Поэтому в 1999 г. ММВБ приобрела специальный софт и запустила систему электронных торгов.
Но крупнейшие брокерские компании идея обеспечить удаленный доступ множеству мелких инвесторов не привлекала. Причиной Ирина Фадеева называет сравнительно низкую доходность розничного направления: «Интернет-трейдинг — это все-таки ритейловая услуга с небольшими комиссиями. Неудивительно, что большинство брокеров предпочли концентрироваться на обслуживании крупных клиентов».

Создать предложение
Одной из немногих перспективность нового направления почувствовала БКС. Она начала работать над созданием IT-системы для доступа частных инвесторов на рынок. «В тот момент ММВБ необходимо было наработать систему электронной подачи заявок — требовались брокерские компании, которые бы поставляли клиентов в систему», — говорит Ирина Фадеева. БКС как раз стала одним из таких брокеров. По ее словам, тогда на ММВБ как раз появилась фондовая секция (первоначально биржа специализировалась на торговле валютой и ГКО) и интернет-доступ был единственной преду- смотренной возможностью управления взамен традиционного голосового доступа.
В Новосибирске у БКС был хороший партнер — компания Quik, которая до этого обеспечивала доступ к Сибирской межбанковской валютной бирже. По словам Ирины Фадеевой, именно для БКС Quik создала IТ-систему удаленного доступа на биржу, причем очень качественно: к плюсам системы можно отнести модульность, наличие веб-версии, версии для карманных компьютеров и смартфонов. Сегодня этой программой пользуется большинство инвесторов, считает Ирина Фадеева. Во многом благодаря Quik у БКС через год было уже около тысячи активных клиентов.
В начале преимущества удаленного интернет-доступа оценили состоятельные инвесторы, в том числе юридические лица (УК, фонды, банки, брокерские компании), а затем уже и физлица с небольшими денежными средствами. Ирина Фадеева считает, что компания могла в то время привлечь еще больше клиентов — физлиц, если бы не низкий уровень проникновения компьютерных и сетевых технологий.
«Одним из важных факторов в привлечении клиентов к интернет-трейдингу стало введение единого брокерского счета», — рассказывает Ирина Фадеева. Для работы на фондовом рынке игроку достаточно всего один раз положить средства на свой счет, а потом на эти деньги можно покупать ценные бумаги на ММВБ или РТС, объясняет суть нововведения собеседница. Несколько лет назад для совершения сделок клиенту нужно было самостоятельно переводить средства с одного счета на другой, что занимало не менее дня. «Несколько лет мы вообще были единственной компанией, кто предоставлял подобную услугу», — подчеркивает она. Позже БКС расширила возможности клиентов: теперь они могут в любое время знакомиться с состоянием счета, просматривать документы бэк-офиса.
Идти в люди
Разработав предложение для розничного клиента, компания решила растиражировать его. «В начале 2000-х интернет-трейдингом начали интересоваться небольшие компании в регионах, и мы стали интенсивно развивать филиальную сеть», — вспоминает Ирина Фадеева.
До сих пор БКС позиционирует себя именно как региональная компания. «Несмотря на офис в столице, функции главного офиса равномерно распределены между Москвой и Новосибирском», — говорит она. Ирина Фадеева не раскрывает объем инвестиций на тиражирование услуги интернет- трейдинга во всех филиалах, лишь подчеркивая, что «проект полностью оправдал себя». По ее словам, каждому из регионов присуща своя инвестиционная философия. Понимание местного менталитета очень помогает в привлечении клиентов. «Специ- фика брокерского бизнеса с частным клиентом на фондовом рынке состоит в том, что компании приходится готовить своего клиента с нуля, объясняя с азов суть фондового рынка и рассказывая, как можно на нем заработать», — разъясняет она.
По словам Ирины Фадеевой, консультанты БКС порой отговаривали своих клиентов от подачи заявок на участие в широко разрекламированных «народных IPO». «В двух из трех случаев осторожность нас не подвела — котировки, по которым бумаги предлагались инвесторам, были сильно завышены», — говорит она.
Размер имеет значение
Российский фондовый рынок активно прирастал новыми участниками все последние 10 лет. Эта динамика не замедлилась даже с началом финансового кризиса осенью 2008 г. В периоды волатильности пассивные инвестиции в акции не приносят ощутимых доходов. Но тогда возможности появляются у биржевых спекулянтов.
«В период самого драматического падения котировок на рынке ценных бумаг мы наблюдали всплеск интереса к биржевым торгам», — рассказывает Ирина Фадеева. По ее словам, динамика открытия новых счетов в последний год в разы превышает докризисные показатели. «Клиентов у нас меньше не стало, скорее, наоборот — клиентская база растет, и значительно», — говорит она.
По наблюдениям Ирины Фадеевой, новые клиенты в интернет-трейдинг приходят с рынка коллективных инвестиций, который чувствует себя сейчас не лучшим образом: «Люди забирают деньги из управляющих компаний и пытаются их вложить в другие инструменты».

БКС зарабатывает на комиссии

 

94,8%

дохода БКС составляет комиссия с оборота клиентов

12%

доля БКС в объеме торгов на ММВБ и РТС

-72%

падение капитализации рынка акций российских эмитентов в 2008 г.

Источник: БКС
 
 
ФИНАМ опережает БКС
Объем клиентских операций ведущих операторов фондового рынка России в сентябре 2009 г.

 

Наименование компании

Торговый оборот, млрд руб.

1

ФИНАМ (ЗАО)

485,1

2

Компания БрокерКредитСервис (ООО)

386,1

3

ВТБ 24 (ЗАО)

258,8

4

ГК АЛОР

226,9

5

ИК Церих Кэпитал Менеджмент (ОАО)

171, 3

6

ИК Тройка Диалог (ЗАО)

161, 7

7

ФК ОТКРЫТИЕ (ООО)

110, 9

8

АТОН (ООО)

89, 7

9

АЛЬФА-БАHK (ОАО)

78, 1

10

Брокерский дом ГЛЕНИК (ООО)

56,5

Источник: ММВБ
 
 
У кого больше клиентов
Количество зарегистрированных клиентов у ведущих операторов фондового рынка, в сентябре 2009 г.

 

Наименование компании

Количество
клиентов

1

ВТБ 24 (ЗАО)

151 310

2

ФИНАМ (ЗАО)

73 172

3

Компания БрокерКредитСервис (ООО)

58 192

4

АЛЬФА-БАHK (ОАО)

35 216

5

АТОН (ООО)

29 492

6

ГК АЛОР

14 667

7

ФК ОТКРЫТИЕ (ООО)

12 257

8

КИТ Финанс (ООО)

11 595

9

НЭТТРЭЙДЕР (ООО)

9 903

10

ИК Церих Кэпитал Менеджмент (ОАО)

6 558

 
Источник: ММВБ