На DK.RU новая колонка о том, что важно определиться с целями и о том, какие вопросы должен задавать себе собственник, чтобы понять, что ждет его бизнес?
Бизнес-тренер Светлана Войтенко
— Любое слово, термин каждый из нас понимает по-своему. Произнося одни и те же слова, мы вкладываем в них довольно разный смысл.
Одним из таких абстрактных сочетаний является избитая фраза «развитие бизнеса». «Почему абстрактных, когда здесь вообще все просто и понятно: количество денег — «было-стало»? В чем абстрактность?» — спросите вы.
Впервые я об этом начала задумываться, работая в «Анкоре», целевой аудиторией которого были «развивающиеся компании». Я сейчас не о четкости формулировки говорю. По сути, под это определение подпадают все компании, если они прямо сейчас не банкротятся или не созданы сразу же на короткий срок.
Когда мы приходили на переговоры к клиентам, чтобы снять заказ, и на вопрос о том, зачем им нужен тот или иной специалист, они всегда отвечали: «Ну как зачем? Бизнес развивать, это же естественно!» И смотрели на меня типа: «Ты вообще-то понимаешь, что спрашиваешь? Это же очевидные вещи, и ты их должна знать, если сюда пришла...»
А я смотрела на некоторых, на то, что происходит в их бизнесах, как они сотрудников себе отбирают, как обращаются с ними, и у меня в голове сидел вопрос: «Ты точно уверен, что бизнес развивают именно так?.. И то, что ты делаешь — это именно развитие бизнеса и есть?»
Состояние когнитивного диссонанса не покидало меня довольно долго, пока я не нашла на него ответ. Есть разница: «развивать бизнес» и «отжать побольше бабла из бизнеса». Вроде бы обе истории про увеличение прибыли в конечном итоге, но подход разный.
Еще позже у меня начали формулироваться критерии, по которым я для себя определяю, о чем этот бизнес: о развитии или о большем количестве денег неважно каким способом. Их всего два:
- Наличие системы управления, которая поддерживается и развивается, в т.ч. за счет новых технологий, инвестиций в них.
- Среда, которая есть в компании: есть ли возможность открыто общаться на всех уровнях или такой возможности нет.
Все остальное для меня — не про развитие, а про амбиции собственника, детские хотелки, которые он реализует за счет бизнеса.
Когда я слышу от собственника бизнеса: «Мой доход сейчас столько-то в месяц, а я хочу, чтобы он стал в три раза больше. Мне нужны люди, которые мне это сделают», для меня это не задача про развитие бизнеса. Это — про личный карман и детство. И искать персонал для таких компаний неинтересно.
Его и искать-то ненужно: бери любого. Все равно ведь, кому выносить мозг за то, что работает плохо.
На сессиях мы обсуждаем с клиентами предложения, которые к ним поступают. Некоторые выглядят просто абсурдно. Например, локальная компания хочет выйти в другие регионы, открыть филиалы, ищет себе исполнительного директора, но чтоб обязательно был рядом с собственником: «А как вы будете понимать, что мне от вас нужно?» На минуточку: а для чего вам нужен исполнительный директор: понимать, что лично вам нужно в конкретную минуту, или управлять бизнесом? И как вы планируете развивать бизнес в регионах, используя старые методы контроля «через плечо»?
Недавно задалась целью — посмотреть, как развиваются некоторые бизнесы, которые еще в 2009-м управлялись подобным образом, и с которыми мы тогда ни о чем не договорились, и не нашла их. Нисколько этому не удивилась.
Если все-таки важно, чтобы бизнес развивался, стоит периодически задавать себе вопрос: «А что я на самом деле делаю, когда развиваю свой бизнес?»