Меню

Как будут жить ритейлеры в Новосибирске, чего им ждать от банкиров и власти? Обсуждение

Ритейлеры, банкиры и власть собрались на круглом столе у DK.RU, чтобы поговорить о том, как экономические проблемы отразились на работе одного из самых крупных новосибирских рынков.

Круглый стол, посвященный проблемам ритейла, DK.RU провел при информационно-аналитической поддержке компании «Альпари». Модератором выступила директор Института регионального маркетинга и креативных индустрий Лада Юрченко
 
 
 
 
В качестве преамбулы директор официального партнера компании «Альпари» в Новосибирске Даниил Криммель представил аналитическую сводку от старшего аналитика компании Анны Бодровой.
 
По ее данным, проблемы розничного ценообразования к маю текущего года отошли на второй план. После инфляционных скачков этой весны факты, свидетельствующие о стабилизации инфляции, воспринимаются как должное. Недельный рост индекса потребительских цен в России сейчас оценивается в 0,1%, по итогам апреля инфляция составила 16,4%. Это в любом случае слишком много, чтобы говорить о решении проблемы разгона цен – считает аналитик. Прогноз на май: скорее всего, инфляция окажется в диапазоне 16,1-16,3%. 
 
В регионах власти действуют точечно: еще в ноябре-декабре прошлого года проходили встречи с оптовиками и крупным ритейлом с тем, чтобы держать ситуацию под контролем. Сети говорили о том, что не принимают от поставщиков месячного увеличения цены на продукт больше 8%. Похоже, что границы все-таки были выдержанными. Однако не стоит ждать, что цены в магазинах вот-вот вернутся к уровням осени прошлого года. Этого не будет. Как минимум, ценники перестанут переписывать в большую сторону – сообщил Криммель.
 
Индекс потребительского доверия в России в первом квартале 2015 г., по данным «Альпари», упал до 72 пунктов. Россияне в начале года активно сократили покупки одежды (на 50%), стали меньше тратить на развлечения, задумались о повседневных расходах: 21% россиян оптимизировал свои расходы на мобильную связь. При этом около 60% населения страны уверено в том, что их финансовое положение только ухудшится в ближайшее время.
 
«Индикатор достаточно объективен. Скорее всего, второй квартал оставит значение показателя примерно на текущих отметках, улучшения ситуации ждем не ранее четвертого квартала этого года», – подытожил Даниил Криммель.  
 
Коллеги по круглому столу назвали прогнозы компании несколько пессимистичными, однако в итоге пришли к общему мнению, что в Новосибирске и области все на самом деле не так страшно, как думают те, кто смотрит на ситуацию со стороны и сквозь призму информации, которую подают СМИ.
 
Первое, с чего начали обсуждение – это банки и их отношения с ритейлерами. Представитель «Альпари» прокомментировал ситуацию так:
 
«С понижением официальной ставки Центробанка в этом году начал пропорционально расти спрос на кредитные продукты. Бизнесу было нерентабельно занимать под 16-20% годовых, но под 12-13% – это совсем другая история. Если брать за период расчета время с января по май 2015 года, то в годовом сопоставлении замена просадка по спросу на кредитные продукты на 10-12%. Но, думается, что такое сравнение не самое информативное, потому что исходные условия принципиально иные. В январе 2014 года ключевая ставка ЦБ держалась на отметке 5,5% годовых, в январе 2015 года она составляла 17%. Изменилась и стоимость денег - в этом году она гораздо выше уровней прошлого года. Спрос розничного бизнеса на кредитные продукты очень осторожный, потому что политический фон стабилизировался совсем недавно, и точка в ключевых вопросах до сих пор не поставлена. Однако он есть, и он более заметен, чем в начале весны. Механизмов привлечения средств у ритейла не так много. Публичные компании могут позволить себе размещать облигационные выпуски, но доходность таких мероприятий высока только при условии крупного и стабильного бизнеса. Деньги занимаются под банковские гарантии или по аккредитиву, но и эти механизмы не самые простые. Выпуск облигаций является достаточно шаблонным механизмом для компаний, в нем не так много рисков, как представляется. Обычно компании легко справляются с погашением траншей. Для торговых сетей привлечение средств путем облигаций сейчас самый доступный способ получить «свежие» деньги на развитие и расширение». 
 
Банки, в свою очередь, сообщили, что для них в период кризиса встала лишь одна главная задача – тщательнее анализировать заемщиков, чтобы понимать, кого можно кредитовать, а кого нельзя. Многие банкиры отрицают мнение о том, что у ритейлеров мало механизмов для привлечения средств.
 
Заместитель генерального директора Банка «Левобережный» Людмила Глушкова:
 
«Банк «Левобережный» прошел достойно все кризисы с 1991 года и продолжает кредитование заемщиков, так как кризис – это время, когда появляются не только сложности, но и новые возможности для бизнеса.  В период кризиса многое зависит не от отрасли, а от самого предприятия, запаса его прочности, диверсификации бизнеса. Поэтому  те предприниматели, которые имеют оптимальную долговую нагрузку и эффективно управляют своим бизнесом, проходят через любой кризис, иногда даже более окрепшими, так как находят новые рынки сбыта своей продукции. Банк продолжает кредитовать стабильно работающих субъектов малого и среднего бизнеса с  годовой выручкой до 1 млрд руб. и численностью до 250 человек по различным программам, в том числе на инвестиционные цели. Так, в декабре 2014 года оформлены кредиты на реализацию инвестиционных проектов по процентной ставке 10,9% годовых сроком на 7 лет по совместной программе с ОАО «МСП Банк» (группа Внешэкономбанка). В 2015 году, помимо собственных банковских продуктов, наш банк продолжает активно сотрудничать с МСП Банком и кредитовать заемщиков на инвестиционные цели по ставке 13,25% годовых сроком на 5 лет. Также есть льготные кредиты и  под поручительство Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области. При этом есть возможность рефинансировать кредиты других банков. Так что есть кредитные ресурсы  для развития бизнеса, нужно только обращаться в банки и иметь возможность выбора. В период кризиса банк активно кредитует заемщиков со стабильным финансовым состоянием и долговой нагрузкой в пределах 30% годовой выручки по всем перечисленным продуктам».  
 
Далее модератор попросила ритейлеров рассказать о том, как они живут в кризис.
Директор по связям с общественностью ГК «Обувь России» Наталья Паули:
 
«Мы видим небольшое снижение спроса в этом году, но это объясняется тем, что уменьшаются доходы населения, а цены на обувь выросли, поскольку на обувном рынке достаточно высокая доля импорта — она превышает 70%, и импортная обувь, естественно, подорожала. Российская обувь также дорожает, поскольку в ее себестоимости доля импортных комплектующих составляет 50-70%, в зависимости от ассортимента. Поэтому с ростом цен спрос начал снижаться — в среднем по рынку на 15-20%, но ситуация в разных сегментах отличается. Например, в эконом-сегменте уменьшение спроса менее заметно. В принципе, обувной рынок отличается тем, что он более устойчив к кризисным явлениям, и падение спроса на долгий период невозможно, потому что обувь имеет свойство изнашиваться, срок физического износа составляет 1,5-2 года. Поэтому, по нашим прогнозам, уже в осенне-зимнем сезоне спрос начнет немного расти и в следующем году мы ожидаем его восстановления, в том числе за счет эффекта отложенного спроса. Если брать результаты работы нашей розничной сети в первые месяцы этого года, то по сопоставимым магазинам в парах у нас есть некоторое снижение, а в денежном выражении – небольшой прирост, но это, конечно, за счет увеличения цен. Мы достаточно оптимистично смотрим на ситуацию, используем разные технологии стимулирования спроса. Например, программу рассрочки платежа. Что касается ситуации с импортозамещением, то на обувном рынке оно актуально, однако есть два момента, которые замедляют эти процессы. Первый — в России фактически отсутствует рынок комплектующих. Например, в нашей стране не производится кожа высоких сортов, а именно такая кожа используется в изготовлении женской модельной обуви. Второй момент – это ограниченный доступ к финансированию инвестиционных проектов с долгими сроками окупаемости. Тем не менее, мы продолжаем развивать производство и активно сотрудничаем с крупными банками. У нас есть подушка безопасности в виде открытых кредитных линий».
 
Директор по маркетингу Группы круглосуточных аптек «Белая аптека» Элина Пыхалова:
 
«Что касается аптечного ритейла, то мы, конечно, не столкнулись с острой проблемой падения спроса – люди все равно болеют и вынуждены покупать медикаменты. Лекарственные препараты не попали под санкции, не было перебоев с поставками медикаментов.  Единственное, в чем мы ощутили серьезный дискомфорт – это ситуация ноября-декабря-января, когда нагнеталась паника, СМИ много говорили об импортозамещении, о том, что аптечные сети сделали большую наценку на препараты. 
Мы стали заложниками ситуации: мы не можем повлиять  на цену производителя и дистрибьютора, а свою наценку, к сожалению, не можем сделать близкой к нулю. Не одна аптека не откажется от торговой наценки и потребитель должен прекрасно понимать, что заработная плата персонала, налоги и прочие выплаты платятся как раз с заработанной торговой наценки. А что касается импортозамещения –  сегодня в аптечном бизнесе это невозможно, потому что, к сожалению, в России не производятся многие серьезные препараты, и люди вынуждены покупать импортные. Отсюда и были панические настроения покупателей, нас называли едва ли не варварами за повышение цен, за то, что не предлагаем отечественные аналоги, которых просто нет. Что касается цен, то чувствительное повышение цен произошло на ряд препаратов российского производства, особенно популярные недорогие препараты. На некоторые лекарства  рост цен составил в 10 раз. На мой взгляд, это связано с ростом цен на субстанции, которые производители закупают у иностранных компаний и желанием заработать. Аптеки здесь не при чем».
 
Галина Кочерга, собственник магазина детской одежды «Топтышка»:
 
«Мы стараемся работать на собственные средства, кредитуемся  по минимуму – только под программу школьной формы, потому что там очень большой срок, когда мы ее готовим, заказываем ткани, и сидим в это время без денег, потому что заранее за нее никто не платит. Когда случился кризис, в декабре, мы думали, что «проскочим» на новогодних платьях, но оказалось, что нет – никто ничего не стал покупать – вот оно, сбережение средств покупателями. У них не стало меньше денег, они просто испугались тратить. Раньше у нас до 25 декабря все разлеталось, а тут нам пришлось в январе уценить все остатки и распродавать . Мы опустили свою рентабельность, но в то же время продолжаем беспроцентно кредитовать торговые сети. Когда мы решили, что сейчас мы цены опустим, и люди все разберут, то мы оказались неправы. Да, люди взяли самое необходимое, но сейчас, весной, мы поняли: если мы не вложимся в новое качество, не сделаем что-то супер-хорошее, даже если мы будем опускать цены на старую продукцию,  ее брать все равно не будут, потому что пошел поток новой продукции от Китая,   Турции, Италии и Франции, и народ не желает покупать старое и дешевое, народ желает все равно новое, и пусть оно будет дорогое. Поэтому нужно вкладываться в производство, в развитие. Ни в коем случае нельзя останавливаться, нужно покупать новое оборудование, выходить на новые технологии, брать кредиты, пытаться договариваться с банками на низкий процент и идти вперед. Экономить на качестве ни в коем случае нельзя».
 
После этого за столом прозвучало мнение, что ритейл сегодня нуждается в помощи, на что заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Лариса Яркова задала вопрос: «Почему и в чем отрасли, которая хорошо развивается и создает хорошую конкурентную среду, нужно помогать?».
 
«Всякому бизнесу надо помогать, потому что это он существует в границах нашей с вами родины, и здесь  существуют правила, по которым бизнес работает: ставки Центробанка, ставки инвестиционных сборов и много разных вещей, которые зависят от политики, в том числе паника, которая провоцируется не ритейлом. Помощь заключается не в том, чтобы давать бюджетные деньги на открытие новых магазинов, она может быть очень разной: банковские продукты, например, госпрограммы стимулирования качественной и доступной торговли, поддержка союзов производителей и ритейла», – ответила Лада Юрченко.
 
 
Замминистра Яркова, в свою очередь, пояснила, как власть взаимодействует с бизнесом, и как, в частности, вела себя после первого шока августа 2014 г.
 
«В августе, когда вступил в силу Указ Президента № 560*, все опасались, что полки магазинов останутся пустыми и в тот период думали не только о цене, но и о том, чтобы сохранить тот ассортимент, к которому привыкли горожане. Поэтому стояла именно такая задача, чтобы наш столичный город не ощутил дефицита. И увеличение цен, о котором постоянно говорили СМИ, тогда было условно. Ведь рядом с дорогими товарами стояли и более дешевые, но их не хотели замечать. Поэтому я могу с уверенностью сказать, что мы не допустили коллапса именно общими усилиями – власти, производителей, прокуратуры, ФАС, Минсельхоза. Эта экономическая беда всех объединила. В 2014 году 15,5 млрд. руб. было инвестировано в экономику области предприятиями торговли. Они же выстроили  в области огромное количество торговых площадей, а это – здоровая конкуренция: заходят новые сети, с новым ассортиментом, со своими брендовыми товарами (собственной торговой марки), на которые установлена достаточно низкая цена, и от этой цены идет снижение по всем остальным сетям. Поэтому нельзя сказать, что ритейл сегодня – это беда. Нет, у нас в области самое большое присутствие федеральных сетей по Сибирскому федеральному округу. Мы открыты для всех, потому что прекрасно понимаем: создание конкуренции – это благо для потребителя, это ассортимент, это диапазон цен, это занятость. И стоит заметить, что ритейл сегодня думает не только о торговле, а создает и собственные производственные перерабатывающие мощности, и не только промышленные, но и сельскохозяйственные. Поэтому сегодня ритейл реально понимает, что он должен работать на потребителя, на качество и на цену, и он это делает. Если брать статистику за 2015 год, то розничный товарооборот за 4 месяца имеет тенденцию к снижению на 15%: население не торопится тратить деньги. Потому что ситуация для населения непонятна, и все заняли выжидательную позицию. В этой ситуации очень сложно и производителям, и сетям, потому что меняется курс доллара, меняется цена: люди жалуются на то, что цена по-прежнему высока, несмотря на стабилизацию рубля. Но как быть сетям, которые закупили товар еще тогда, когда был самый высокий доллар? Сети встраиваются в экономику, и это ни хорошо, ни плохо – это рынок. Сегодня, если говорить о поддержке со стороны власти, принята программа развития торговли Новосибирской области, и в этом году она профинансирована на 26,5 млн. рублей для развития сельской торговли и создания конкуренции, в прошлом году на эти цели было выделено 11,5 млн. рублей».
 
Ритейлеры, которых поддержали и производители, и власть, сами стали искать способы облегчить себе жизнь в условиях растущего курса валют, и нашли – объединение в Союзы для совместных закупок.
 
«Не так давно в Новосибирск пришло сообщение о том, что начали создаваться ассоциации для совместных закупок определенных групп товаров, чтобы можно было снижать их стоимость, или,  по крайней мере, делать их более рентабельными . Почему у нас ритейлеры не стали активно интересоваться этой возможностью?» – задала вопрос Лада Юрченко.
 
Президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Вячеслав Маркелов ответил:
 
«Мы много раз поднимали эту тему, потому что она серьезна и актуальна: если говорить о некрупных производителях, то в одиночку им выжить в современных условиях сложно. И нужно кооперироваться. Такая кооперация возможна не только в области закупок, но и в области переработки, хранения, логистики, но наши предприниматели очень осторожно относятся к идее объединения. Потому что А – боятся поглощения, Б – боятся обобществления. Поэтому такая идея не очень пока находит применение. Единственный пример, который мне известен: в Новосибирской области произошло объединение шестнадцати небольших предприятий-переработчиков, и они сейчас пытаются построить в Новосибирске сбытовую сеть, которая реализовывала бы их продукцию. Это будет не про принципу ярмарок, а они создают управляющую компанию, которая и будет заниматься реализацией их продукции, как обычный магазин».
 
Способность ритейла находить новые возможности в кризис подтвердил директор по клиентской работе дирекции банка ВТБ по Новосибирской области Артем Рохлин:
«Мы работаем  с рядом лидирующих новосибирских компаний, работающих в сфере ритейла, и глубоко погружаемся  в анализ деятельности предприятий.  Это нужно для того, чтобы предложить адекватные бизнесу меры финансовой поддержки.  Когда мы спросили одного из наших партнеров, на чем основана его уверенность в том, что компания, работающая в сегменте товаров для дома, будет расти на падающем рынке, то получили простой и очевидный ответ: люди перестают  посещать рестораны, но не перестают завтракать, обедать и ужинать дома. А для того, чтобы готовить пищу дома, нужны товары – тарелки, вилки, кастрюли и прочее.  И на этом рынке компания обеспечивает себе довольно высокий рост, открываются новые магазины, расширяется сеть  и ассортимент. Это к вопросу о том, каков сегодня спрос на товары повседневного спроса, такие как обувь, одежда и прочее. Люди экономят на одних товарах, но  это открывает возможности  для бизнеса, работающего в другом сегменте.  И дело не в отсутствии денег у покупателей, а в расстановке приоритетов потребления».
 
В свою очередь, директор филиала «Новосибирский» ОТП Банка Сергей Васильев сказал, что проблема действительно не в ритейле как таковом, не в завышении цен, а в том, что просто люди поменяли приоритеты.
 
«У ОТП Банка сильные позиции в рознице. Повышение ключевой ставки ЦБ РФ (17 декабря 2014 г), безусловно, оказало большое влияние на работу нашего банка, впрочем, как и многих других. Ситуация на рынке резко изменилась: выросли ставки как по депозитам, так и по кредитам. Как это ни странно, оттока клиентов мы при этом не наблюдали – желающих получить кредит, меньше не стало. Но вот перед банками встал серьезный вопрос – насколько заемщики, готовые брать кредит по любой ставке, «качественные»? Когда возникает такой вопрос, краткосрочная стратегия банка меняется, и он с большей тщательностью подходит к вопросу оценки рисков и анализу информации, предоставленной потенциальными клиентами. В связи с этим ужесточаются требования, растет «пропускной бал» и, как следствие, процент отказов в предоставлении кредита со стороны банка увеличивается. Нужно отметить, что одной из особенностей граждан нашей страны в управлении своими финансами является привычка регулярно перекредитовываться. И вдруг этой возможности почти не стало.  Банки стали отказывать в предоставлении кредитов, уменьшили лимиты уже выданных кредитных карт, сократили выпуск новых. Некоторые перестали вовсе предоставлять ряд кредитных продуктов. Привычные заемные средства, получали единицы. Если вспомнить, какой приток был в ритейле в декабре, когда многие осуществляли инвестиционные покупки (недвижимость, бытовая техника), то нельзя сказать, что население полностью осталось без средств.  Скорее всего,  многие заняли выжидательную позицию. Интересен еще факт, что при общей достаточно тяжелой ситуации на финансовом рынке с декабря мы в филиале наблюдали мощнейший приток депозитов. А это значит, что у людей деньги были, просто они их немного придержали и увеличили свою подушку безопасности. В настоящее время, я бы сказал, что ситуация начинает выправляться. Не за счет быстрых изменений в экономике страны, а за счет того, что люди к ситуации начинают привыкать и в ней ориентироваться», –подытожил он. 
 
*Указ президента РФ от 6.08.2014 № 560 гласит: Органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. 
 
 
 
 
 
 
 
Мероприятие проходило в ресторане Red House
 
Фоторепортаж Дмитрия Карасова