Меню

Розничное кредитование: когда возобновится рост?

Участники Руслан Агаев начальник управления кредитования Номос-банк-Сибирь Оксана Близняк заместитель директора РЦ «Сибирский» по розничному бизнесу, начальник управления обслуживания физических

Спрос новосибирцев на кредиты серьезно упал. Как в связи с этим изменилась стратегия развития банков, на каких розничных продуктах они сегодня зарабатывают и когда ожидают увеличения спроса на розничные кредиты? Ответить на эти вопросы «ДК» предложил специалистам банковского сектора на очередном заседании «Дискуссионного клуба».

Участники
Руслан Агаев начальник управления кредитования Номос-банк-Сибирь
Оксана Близняк заместитель директора РЦ «Сибирский» по розничному бизнесу, начальник управления обслуживания физических лиц сибирского филиала Райффайзенбанка
Артем Зенков заместитель генерального директора, начальник управления розничного бизнеса Банка «Левобережный»
Анна Каримова начальник отдела кредитования физических лиц Новосибирского Муниципального банка
Игорь Скутин начальник отдела прямых продаж филиала «Сибирский» в Новосибирске ВТБ24
Андрей Третьяков директор Западно-Сибирского филиала Росбанка
Андрей Федюкин бизнес-тренер центра «Лиртана»

Участники
Руслан Агаев начальник управления кредитования Номос-банк-Сибирь
Оксана Близняк заместитель директора РЦ «Сибирский» по розничному бизнесу, начальник управления обслуживания физических лиц сибирского филиала Райффайзенбанка
Артем Зенков заместитель генерального директора, начальник управления розничного бизнеса Банка «Левобережный»
Анна Каримова начальник отдела кредитования физических лиц Новосибирского Муниципального банка
Игорь Скутин начальник отдела прямых продаж филиала «Сибирский» в Новосибирске ВТБ24
Андрей Третьяков директор Западно-Сибирского филиала Росбанка
Андрей Федюкин бизнес-тренер центра «Лиртана»

Кризис показал банкам их ошибки в оценке заемщиков, заставил ужесточить требования к ним. В новых условиях кредитные организации стали обращать больше внимания на финансовую устойчивость компаний, в которых работают потенциальные клиенты. Модератор «Дискуссионного клуба», бизнес-тренер центра «Лиртана» Андрей Федюкин предложил экспертам рассказать о том, как изменились их требования к заемщикам.

Банкам пришлось «ожесточаться»
«В этом году, ориентируясь на общерыночные тенденции, мы изменили требования к заемщикам, увеличив минимальный необходимый срок работы на предприятии с трех месяцев до года, уменьшили сроки и максимальные суммы кредитов», — ответила заместитель директора РЦ «Сибирский» по розничному бизнесу, начальник управления обслуживания физических лиц сибирского филиала Райффайзенбанка Оксана Близняк. По ее словам, основной акцент при выдаче потребительских кредитов банк сделал на партнерство с крупными предприятиями — условия для сотрудников таких компаний были менее жесткими.
«Многие банки в период кризиса ограничили категории клиентов, которым выдавали кредиты, — подтвердил директор Западно-Сибирского филиала Росбанка Андрей Третьяков. — Одно дело — добросовестные заемщики, которые уже вернули или возвращают кредит без задержек, сотрудники компаний, обслуживающихся по зарплатным проектам или предприятий-монополистов. Для них ставки могут быть ниже, потому что ниже риски. А есть сотрудники компаний малого бизнеса. Выдавать им кредиты более рискованно. Так что с началом кризиса мы ограничили выдачу кредитов именно этой категории клиентов».
С другой стороны, клиенты, не будучи уверены в завтрашнем дне и видя повышение ставок, просто отложили кредитование до лучших времен, когда заработок будет стабильным, а процентные ставки хотя бы немного снизятся. Это ускорило сокращение кредитного портфеля, вынудило банки оптимизировать расходы на аренду и персонал, а также бороться за то небольшое количество потенциальных клиентов, что осталось на рынке.
Кто попал в «черный список»?
Рассказ о ранжировании заемщиков в зависимости от благонадежности их работодателя вызвал вопрос начальника отдела розничного бизнеса новосибирского филиала Москоммерцбанка Юлии Богдановой: «Увеличился ли «стоп-список», и какие сферы или предприятия попали «под запрет?». «У всех были такие «стоп-лоссы», — ответил Андрей Третьяков. — В начале кризиса ограничения действовали для строительной сферы, финансовых организаций, страховщиков, автодилеров и предприятий малого и среднего бизнеса».
«Если говорить о портфельных рисках, то важно при любых ситуациях диверсифицировать кредитный портфель, — сказал начальник управления кредитования Номос-банк-Сибирь Руслан Агаев. — Проще и безопаснее прокредитовать по 10 сотрудников из 10 мелких компаний, чем 100 из одной крупной».
По словам банкиров, при оценке заемщика основное внимание уделялось не столько отраслям в целом, сколько конкретным предприятиям. «Жестких запретов быть не может, — уверена начальник отдела кредитования физических лиц Новосибирского Муниципального банка Анна Каримова. — Если клиент, например, из строительной компании, это вовсе не значит, что мы ему кредит не выдадим. Каждая заявка, при наличии ряда общих критериев оценки заемщика, рассматривается нами в индивидуальном порядке». «Все банки при оценке заемщиков используют скорринговые модели, — прояснил ситуацию Игорь Скутин, начальник отдела прямых продаж филиала «Сибирский» в Новосибирске ВТБ24. — И все повышающие или понижающие коэффициенты в любом случае «зашиты» в матрице».
Возможность реструктуризации не рекламируется
Банки не только старались оградить себя от потенциальных «невозвратов», но и готовы к реструктуризации просроченной задолженности. «Мы готовы вести диалог с любым клиентом, необходимо, чтобы сам клиент был готов к диалогу», — заявил Руслан Агаев.
«Реструктуризация задолженности в нашем банке возможна, сложно с инициированием диалога, — продолжила мысль Анна Каримова. — Финансовая культура у нас еще слабо развита, и заемщик приходит в банк, как правило, уже после возникновения просроченной задолженности. У людей нет понимания того, что нужно прийти до ее возникновения и объяснить причины снижения платежеспособности: сокращение на работе, уход в вынужденный административный отпуск, длительная болезнь».
«Как банки информируют заемщиков о возможности реструктуризации задолженности?» — поинтересовался Андрей Федюкин. «Ну не рекламируем — это точно», — ответил Андрей Третьяков. Большинство банкиров опасаются, что если будут широко оповещать клиентов об этой возможности, то реструктурировать долг захотят даже те, кто может выплачивать кредит на прежних условиях. А банки в продлении срока договора не всегда заинтересованы, потому что это замедляет оборачиваемость средств. «Но в таком случае банк заработает на более высоких процентах по реструктурированному кредиту», — не согласился с коллегами Игорь Скутин. По его словам, новосибирский филиал ВТБ24 предлагает клиентам возможность такой реструктуризации.
В портфеле преобладают потребительские кредиты
Эксперты банковского рынка сошлись во мнении, что в последнее время увеличился спрос на кредитные карты и овердрафты, а быстрее всего сокращается портфель по автокредитованию. Анна Каримова считает, что последнее связано не только со спадом покупательской активности, но и с изменением структуры спроса на кредитные продукты. По ее мнению, частичной заменой автокредитов стали потребительские кредиты. Автомобиль не попадает в залог, и, кроме того, заемщик не тратит деньги на обязательную при автокредитовании страховку.
«Основную долю розничных доходов банкам по-прежнему приносят потребительское кредитование и овердрафты», — продолжил Руслан Агаев. С ним согласился заместитель генерального директора, начальник управления розничного бизнеса Банка «Левобережный» Артем Зенков. Потребительское кредитование — самый массовый продукт. «За последние полтора года ежемесячные доходы банка от этого направления сократились всего на 10%», — сказал он.
Не стал делать секрета из розничного портфеля Западно-Сибирского филиала Росбанка Андрей Третьяков: примерно по 30% — автокредитование и ипотека, 25% — потребительские кредиты и всего 5% — кредитные карты и овердрафты. Основу портфеля Райффайзенбанка составляют потребкредиты, чуть меньшая доля приходится на автосегмент, и еще меньше — на ипотеку. «За последний год новые выдачи были связаны в основном с беззалоговыми кредитами — кредитами наличными или кредитными картами, — рассказала Оксана Близняк. — Доля последних постоянно увеличивается».
Банки готовятся переделить рынок
Сейчас условия кредитования постепенно «оттаивают», и у банков снова появляется возможность наращивать клиентскую базу и объемы кредитных портфелей. «Конечно, требования все еще жестче, чем полтора года назад, но у всех банков задача номер один — наращивать выдачу кредитов» — говорит Артем Зенков. Он ожидает, что в следующем году портфель розничных кредитов у банков увеличится в среднем на 15%. Банк «Левобережный» надеется в 2010 г. на «рост быстрее рыночного», а в 2011 г. его розничный портфель кредитов должен превышать уровень 2009 г. на 50%.
По словам Анны Каримовой, Новосибирский Муниципальный банк в 2010 г. планирует увеличить розничный кредитный портфель на 35%. Коллеги удивились, что НМБ поднял планку так высоко. «Сейчас основная задача — остановить падение портфеля и зафиксировать его на текущем уровне. Нас ждет январь и февраль — месяцы, когда объем продаж традиционно ниже, чем в конце года. У нас на следующий год запланирован рост лишь на 10%. Причем мы считаем, что это очень непростая задача», — сказал Андрей Третьяков.