Эксперт, экономист, преподаватель Новосибирского государственного университета экономики и управления поделился мнением о том, что будет с экономикой в условиях вынужденных каникул.
К.э.н., доцент кафедры Мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ Сергей Чирихин
Как поведет себя банк? Будет ли подобная ситуация квалифицирована банком как форс-мажорные обстоятельства по ипотечному договору с невыставлением требований заемщику по нарушению обязательств? Будут ли приняты в России новые законы, регулирующие взаимоотношения сторон при возникновении непредвиденных обстоятельств в виде эпидемии? Будут ли эти законы продуманными? Каковы будут решения судов?
На сегодня ответов нет, а подобных ситуаций — огромное количество и в России, и в мире. В результате возникновения финансовых затруднений нарушаются обязательства между физическими лицами и компаниями, между компаниями и государством, между государствами и пр., множатся по этой причине случаи дефолта. Неслучайно эксперты все чаще приходят к мнению, что впереди у мировой экономики — экономический кризис, причем беспрецедентный по глубине. И основные проблемы еще впереди, так как пандемия только наращивает свою интенсивность, и принимаемых мер, как сейчас видится, недостаточно.
Как это всегда бывает при возникновении кризисных явлений, капиталы бегут в наиболее развитые страны. Такое бегство, безусловно, вредит экономическому развитию стран, откуда эти капиталы уходят. Отсюда понятно стремление правительств этих стран противодействовать вывозу капитала, в том числе путем увеличения налога на вывозимые суммы. Такие действия предприняты в России — речь идет о повышении налогообложения до 15% доходов в виде процентов и дивидендов, которые уходят за рубеж.
Однако эти меры, по моему мнению, весьма неоднозначны по своему эффекту, так как, во-первых, показывают нестабильность действующего российского законодательства, что увеличивает опасения владельцев капитала и их желание так или иначе этот капитал вывезти из России, во-вторых, повысит интерес к вывозу капитала через различные «серые» схемы — использование физического золота, криптовалюты и пр. Сегодняшняя ситуация — результат коренных ошибок проведения экономической политики в прошлом, когда наши доходы базировались исключительно на продаже нефти и газа.