Меню

Семья и компания – что важнее? Мнение психолога

Чем схожи эти понятия, какова значимость того или другого явления в жизни каждого человека? И почему в современном мире компания начала забирать на себя бОльшую важность?

Психолог, специалист по оценке персонала, управляющий партнер компании «Новое качество» Ирина Григорьева

«Родственные души»

Компания и семья: кому-то покажется, что это совсем разные вещи, а кому-то отчетливо представится близость этих понятий. Компания и семья – это социальные институты, которые появились у человечества не одновременно, но на сегодня явились главными структурами в процессе бытия человека. Эти институты сопровождают человека значительную часть его жизни.

Значимость и приоритетность семьи или компании индивидуальна для каждого человека. Но тенденции современного общества таковы, что компания начинает забирать себе бОльшую важность и часто становится преобладающей при выборе жизненного пути человека. На работе он проводит около 20% своего жизненного времени, а в целом компаниями (организациями) пронизана наша жизнь; семья присутствует на протяжении большого времени жизни. Оба эти института влияют на человека, а человек влияет на них. Такое взаимовлияние обусловлено многими причинами и прежде всего тем, что компания и семья имеют множество сходных аспектов, сторон и граней. Проведем сравнительный анализ и увидим эти сходства.

Семья – социальный институт, социальная группа, которая связана с бытом, ответственностью и обязанностями. Семья является «позитивистическим мирским институтом благоустройства, биологическим и социологическим упорядочением жизни рода». Семья – главный агент социализации человека, именно в семье дети научаются основным ценностям и знаниям для жизни.

Цель семьи: сложно выделить единственную цель, но можно точно сказать, что семья создается для создания «общего поля» и единения людей. На основе этого уже осуществляются функции семьи: рождение детей, формирование, сохранение и передача ценностей и традиций, удовлетворение потребностей в психологическом комфорте, эмоциональной поддержке, любви.

Компания – это структура, созданная людьми для достижения определенных целей. Организации состоят из людей, которые работают совместно, направляя силы для достижения общих целей. Организация – это система сознательно скоординированных действий двух или более лиц для реализации поставленных целей, которые они разделяют.

Цель компании – сделать совместно то, чего человек не может в одиночку. То есть, объединившись в организацию, люди создают социальную структуру для реализации каких-либо целей производства, деятельности и т.д. Такое объединение может быть на короткое или длительное время.

Сходство институтов уже присутствует в их целях: объединение, единение, инструменты реализации личности и одновременно инструменты зависимости личности.

Итак, разберем сходства компании (организации) и семьи глубже.

1. Создание семьи или создание компании, прием в компанию.

Семья может создаваться человеком самостоятельно, целенаправленно. А случается так, что семья «появляется» по причине высоких эмоциональных чувств, по стечению жизненных обстоятельств, по причине случая. Пассивность или активность человека в этом плане также обусловливает и дальнейший процесс жизни в семье, характер взаимоотношений и уровень ответственности. Имея инициативу в создании семьи, человек ответственнее и разумнее ведет себя в семейных отношениях.

В целом, семья – это оплот безопасности и гарантия помощи в сложных ситуациях, эффект синергии в деятельности.

Компанию также можно создать самому, и тогда человек уже владелец компании, он даже говорит: «это моё детище», «я – основатель компании». С такой активной позицией и ответственность человека на самом высшем уровне, он «холит и лелеет» собственную компанию.

Если говорить о причинах создания семьи или компании, то схожесть мотивов – налицо. Я думаю, что ведущий мотив – это некоторая социальная зрелость до уровня ответственности за других (как в семье – за членов семьи, так и в компании – за сотрудников и клиентов) и желание реализовать себя в иных отношениях с социумом, «показать себя» в широком смысле этого слова.

2. Основы создания семьи и компании.

При создании семьи и дальнейших семейных отношениях члены семьи все больше теряют собственные цели, а приобретают общность в целях и направляют деятельность для достижения этих целей: жизнь в семье требует снижения эгоистичности каждого.

При создании компании доминирующая роль отводится целям вообще, ожидаемым результатам деятельности в будущем. И чем масштабнее компания, тем сложнее и продолжительнее цели, тем больше они «захватывают» личности в организации и «поглощают» своими целями личные цели сотрудников.

Синонимия в основах создания семьи и компании присутствует, прежде всего, на уровне единения целей и синергетического эффекта.

3. Психологический контракт.

Есть такое понятие в менеджменте организации – психологический контракт. Это неформальный контракт между сотрудником и компанией об ожиданиях друг друга в трудовых отношениях. О тех неоформленных ожиданиях, которые связаны с убеждениями и ценностями сторон, о бессознательном отношении сторон друг к другу. Психологический контракт затрагивает предположения, ожидания, обещания и взаимные обязательства в процессе работы в компании. Значение контракта велико: он создает эмоции и отношения, которые, в свою очередь формируют и контролируют поведение сотрудников и компанию. Например, сотрудник неожиданно заболел, но старался закончить дела на больничной койке и ожидал от компании неофициального сочувствия, поддержки руководства. Однако, компания сочла достаточным оплатить официальный больничный и не проявила эмоций по отношению к этому событию. Сотрудник был расстроен, и мотивация работать в этой компании у него снизилась.

Семья также имеет психологический контракт: это неформальные договоренности членов семьи об ожиданиях друг от друга, об обещаниях, убеждениях и ценностях. Члены семьи ожидают друг от друга определенных отношений, эмоций, а на основе этого – и поведения. А при несовпадении ожиданий происходит психологический конфликт, эмоциональный разрыв.

4. Взаимовлияние и взаимодействие.

Члены семьи, взаимодействуя друг с другом, оказывают взаимное влияние на интересы, убеждения и поведение друг друга. В результате, в процессе семейной жизни семья взаимно и обоюдно формирует поведение друг друга. Это поведение может корректироваться, видоизменяться в зависимости от характера взаимодействия в семье.

Взаимодействие может быть разным: функциональным (по решению функций семьи) и дисфункциональным, если семья не справляется с какими-то своими задачами. Поскольку в семье происходит взаимовлияние всех ее членов, здесь не может быть виноватых и невиновных. Любые проблемы семьи невозможно рассматривать в отрыве от всех членов семьи. Высока вероятность трансформации взаимодействия семьи в зависимости от стратегии, которую семья выберет для решения проблемы. Не только проблемы, но и успехи членов семьи влияют на взаимодействие и затем на взаимоотношения. По причине такого широкого взаимного влияния на одно явление в семьи не стоит рассматривать в отрыве от всей семейной системы взаимодействий.

Сотрудники компании, работая над реализацией поставленных целей, оказываются в длинной цепочке взаимодействия друг с другом, а значит, и взаимовлияния. Если в компании выстроена система целевого управления, то любое невыполнение или сбой в работе одного сотрудника приведет к «заминке» череды работ далее в компании, будут нарушены сроки, качество, количество выполненных задач, повысятся расходы на устранение сбоев, тем самым снизятся финансовые показатели компании. А существование корпоративной культуры как модели ценностей, норм, убеждений, установок в компании формируют «единое поле мышления» для сотрудников, что и обеспечивает правила взаимодействия сотрудников и гарантирует самое обширное влияние персонала компании друг на друга.

Компания – это люди, а люди – это социальные связи. Люди взаимодействуют внутри организации, но организация имеет границы, которые включают определенные группы людей и исключают другие группы людей. Вместе с тем, характер взаимодействия не просто возникает, а взаимодействия навязываются организацией: корпоративной культурой, структурой.

Можно сказать, что и механизмы психологического контракта и взаимного влияния таких социальных институтов как семьи и компании присутствуют и играют большую роль в функционировании этих институтов.

Продолжение следует. Во второй части статьи будут рассмотрены такие пункты, как общение и коммуникации; должности, роли, правила, ответственность.

Статья была опубликована в журнале «Психология для руководителя», № 11, 2011 г.  (г. Москва, Издательство «Интерпресс», экспертный совет МГУ).