Меню

Серийный предприниматель Алексей Верютин: «Успешный опыт не так интересен, как факапы»

«Успех может быть случаен, и его причины не так глубоко изучены, как причины провалов».

Алексей Верютин — эксперт по созданию внеконкурентного бизнеса, руководитель консалтинговых проектов в сферах розничной торговли, производственной сфере, сфере услуг, консультант по внедрению бизнес-процессов Бережливого производства, сертифицированный бизнес-тренер международного класса, сертифицированный тренер по НЛП и переговорам; единственный в России и СНГ бизнес-тренер, обладающий технологией по выводу компаний из конкуренции внеконкурентных бизнес-моделей.

Предприниматель решил запустить серию статей, в которых поделится своим видением ошибок на пути становления бизнеса и расскажет о своем опыте.

Алексей Верютин:

Бизнес — это система, состоящая из множества процессов. Генеральный процесс любого бизнеса лежит между двумя точками. Точка А (старт) — это идея удовлетворения потребности, а точка В (окончание) — это довольный клиент, заплативший необходимую сумму. И этот процесс уже дробится на более мелкие: медленные (то, что делается впервые) и быстрые (повторяемые), о них я расскажу позже.

В этих процессах так или иначе задействовано большое количество персонала. Даже если в своем бизнесе Вы один, то это не значит, что в генеральном процессе больше никто не участвует. Поставщики сырья или товаров есть? Да! Потенциальные партнеры есть? Да! Вы являетесь аудиторией своего бизнеса? Ответ очевиден. Вы тоже потребляете какой-то продукт своего бизнеса. О продуктах и принципах их создания мы поговорим позже.

Итак, в самом элементарном и примитивном бизнесе (например, купи-продай) есть как минимум 3 аудитории, баланс которых должен быть соблюден: покупатель, поставщик, Вы. Если у Вас есть персонал, то и его баланс тоже нужно учитывать. 

Для начала давайте вообще разберемся в этих аудиториях бизнеса и проявим их. Расскажу свой опыт — неуспешную историю, когда я не учел одну из аудиторий и провалил успешный проект.

Когда-то я занимался бизнес-брокерской деятельностью. Сама идея, которую я вам сейчас расскажу, родилась у меня после продажи своего зообизнеса (я сумел с 0 за 10 месяцев заработать около $100 000). В то время рынок продажи бизнеса выглядел очень примитивно. К бизнес-брокеру (далее ББ) приходил продавец убыточного бизнеса, и они в сговоре рисовали «липовую» бухгалтерию. Потом недобросовестный ББ искал неопытного (лоха) покупателя и с наценкой 10-20% втюхивал ему пустышку. Таким образом ББ был заинтересован в раздутой прибыльности, которой не было. Так они пытались продать и мой первый магазин, предлагая завысить прибыльность бизнеса с 250 000-300 000 руб. до 500 000 руб. Я на этот шаг не пошел, понимая, что возможно вернусь в этот бизнес, а репутация здесь точно — мой актив.

Как я открыл честного бизнес-брокера и прогорел

Но какой вывод я сделал. Баланс интересов аудитории был явно смещен в сторону продавца и ББ. А на стороне покупателя выгоды не было. Тогда я решил открыть честного ББ, сместив фокус внимания на сторону покупателя, и продавать только прибыльные бизнесы без наценки. Таким образом, у меня было явное преимущество, аналогичные бизнесы на моем сайте были явно дешевле, при этом мы гарантировали, что не будем впаривать дерьмо. Кстати, прибыльные бизнесы мы иногда искали под заказ клиента. 90% предпринимателей продадут свой прибыльный бизнес за хорошую цену.

«Откуда же деньги, — спросите вы, — если продавать бизнесы без наценок?» А зарабатывать мы планировали на прибыльности компании после ее продажи по договору оказания консультационных услуг.

Как считаете, отличная, честная, ценностная модель? Конечно! У нас было много клиентов? Конечно! Мы зарабатывали деньги? Почти нет... был операционный ноль. Все уходило на персонал и офис. Знаете, почему? Потому что в этом балансе я не учел свои интересы и не застраховал себя от недобросовестных клиентов.

Клиенты просто отказывались от дальнейших услуг. Поэтому свою, с одной стороны, успешную компанию пришлось продать другой компании (по оказанию юридических и бухгалтерских услуг), а они уже переделали бизнес-модель, сместив баланс в свою сторону и заработок от аудита. Бизнес заработал и начал генерить прибыльность.

В течение последующих двух лет я получал процент от организованного мной бизнеса. Кстати, тут явно прослеживается моя вторая ошибка в командообразовании, ее мы тоже разберем в следующих публикациях.

Я — отличный организатор, но средний управленец. Отличный охотник, но средний фермер. Важно уметь признавать и анализировать свои ошибки. Только так можно стать сильным. Каждый в чем-то лучший, но в чем-то средний или худший. В командообразовании это нужно учитывать и организовывать команду ка пазл. Можно сформировать совсем другой продукт и другую компанию на том же поле. И даже успешно продаваемый продукт не будет приносить прибыльности, если в этом балансе Вы не учли свои интересы.

В зообизнесе я отлично отработал баланс, что позволило мне создать успешную компанию и заработать эти $100 000. Я очень интересно играл с балансом, поэтому с первых же недель получил самые большие скидки у поставщиков и оптовые заказы у магазинов. Но успешный опыт не так интересен, как факапы. Успех может быть случаен, и его причины не так глубоко изучены, как причины провалов. Их и будем рассматривать в дальнейшем.