Меню

«Снимите тревоги клиента — и он ваш». Инструкция эксперта

Как узнать о страхах покупателей? Как не спугнуть его от принятия правильного решения? На что обращать внимание, если всё-таки нужно совершить сделку? Татьяна Аржаева — на DK.RU.

Директор «ТСК, лаборатория развития» Татьяна Аржаева

Давайте с поисследуем тему страхов — клиента или ваших.

Чего вы боитесь, когда идете покупать тот или иной товар / услугу?

  • подсунут не то, что нужно;
  • качество не оправдает ожиданий;
  • продавец втюхает;
  • обманут и разведут;
  • грубости и хамства;
  • что в случае чего пошлют;
  • деньги будут выброшены на ветер;
  • чего-то еще?

Это еще не все страхи. Их больше. А граней в них бесконечное множество! Например, люди боятся:

  • переплатить, недоплатить
  • бумажной волокиты
  • что не вернут деньги, если что   
  • потерять время и пр.
  • испытать разочарование   
  • некомпетентности продавца
  • показать свою некомпетентность 
  • оценки менеджеров и продавцов
  • оказаться перед большим выбором, особенно без помощи консультанта
  • больших цен (ограничения)
  • низких цен тоже боятся
  • что нужное не смогут найти    
  • дома или на работе не поймут, не оценят, не одобрят выбор
  • сложностей в использовании  
  • что быстро устареет
  • обязанности купить, должен купить 
  • «несостыковок», косяков
  • не справиться со сложной проблемой 
  • нехватки денег
  • оказаться не таким как все   
  • остаться потом один на один с проблемой или товаром
  • почувствовать свою ущербность, несостоятельность  
  • сэкономить на себе
  • обмана     
  • быть навязчивыми
  • навязчивости продавца   
  • доставить неудобства продавцу  
  • непонимания со стороны продавца
  • что не получится научиться пользоваться
  • сделать неправильный выбор  
  • произвести впечатления жадины, скряги
  • ущемления личного пространства  
  • дискомфорта
  • что будут смеяться    
  • новизны
  • отсутствия гарантий, защиты  
  • неудачи, разорения, банкротства, риска
  • неопределенности     
  • унижений, оскорблений, высокомерия, неуважения, хамства, безразличия со стороны продавца
  • профессиональных продажников
  • агрессивных продажников
  • испортить товар или получить на выходе некачественное изделие
  • сложностей с оплатой

И прочее. Список продолжите сами.

На одном из тренингов участник заметил: «Какие же клиенты пугливые!» Да, верно. И чем ближе услуга к телу или актуальней, серьезней для клиента, тем страхов будет больше. А порой еще и противоречивых!

Однако, практика показывает, что многие специалисты по продажам работать со страхами либо не умеют, либо не замечают их и не работают с ними, либо сами боятся клиента и/или поднять его страхи на поверхность.

А ведь страхи, опасения, тревоги и сомнения никуда не исчезли. А значит, они тормозят принятие положительного решения!

Та же практика показывает, что редко кто из клиентов прямо и открыто говорит о своих опасениях, тревогах, переживаниях. Поэтому распознать их не так просто. Хотя, если прислушаться и присмотреться к клиенту, то можно выделить несколько признаков наличия тревог:

1 | клиент задает вопрос по вышеизложенным темам страхов;
2 | клиент задает серию вопросов по одной и той же теме страха, что свидетельствует либо о большом страхе, либо о том, что он продающим специалистом так до сих пор не отработан;
3 | клиент не торопится с принятием решения и явно демонстрирует сомнения в положительном исходе событий;
4 | клиент требует доказательств и фактов ваших утверждений;
5 | клиент требует гарантий.

Продолжите список сами.

Предположим, выявили, что клиент опасается. Возможно, даже поняли конкретно чего. Что же дальше? А дальше часто возникают ошибки при работе с тревогами покупателя:

  • не замечать сомнений клиента и продолжать говорить о своем; 
  • высмеивать страх и тревогу клиента, например: «Ну, что Вы так переживаете из-за пустяков»;
  • прямо обозначить переживания клиента: «Вы боитесь …?»;
  • пусть несознательно, но поддержать и усилить страхи клиента;
  • чересчур убедительно его отрабатывать, что вызовет еще больше сомнений.

 

Позже на DK.RU будет опубликовано продолжение блога Татьяны Аржаевой «Снимите тревоги клиента — и он ваш»