Вице-президент, управляющий розничным филиалом ВТБ рассказал о причинах роста кредитных продуктов и поделился трендами сбережения денег.
По информации Станислава Могильникова, за первое полугодие 2018 г. розничный бизнес ВТБ в Новосибирской области увеличил объем продаж кредитных продуктов до 16,7 млрд руб. Драйверами роста стали ипотека (+55%) и кредиты наличными (+30%).
Общий объем кредитного портфеля физлиц ВТБ в регионе с начала года вырос на 7% — до 73,4 млрд руб. Кредиты наличными выросли на 5% — до 23,8 млрд руб.: за шесть месяцев было выдано 7,3 млрд руб., что на 30% превышает результат за аналогичный период 2017 г.
Выдачи жилищных кредитов за январь-июнь 2018 г. увеличились на 55% — до 9 млрд руб. Автокредитов было оформлено на 360 млн руб., портфель по ним составил 1,3 млрд руб. По кредитным картам — около 3 млрд руб. В рамках зарплатных проектов банк выдал в регионе почти 25 тыс. карт, что в полтора раза превышает результат января-июня 2017 г.
Розничный портфель привлеченных средств (накопительные счета, ОМС, депозиты) увеличился с начала года на 4%, и на 1 июля он приблизился к 38 млрд руб.
Ипотечных кредитов было выдано за озвученный период на сумму 9 млрд руб., что более чем в 1,5 раза превышает результат января-июня 2017 г. Клиенты банка оформили более 4,7 тыс. ипотечных кредитов, что почти на 40% превышает количество выдач в тот же отрезок времени 2017 г. Ипотечный портфель банка в регионе по состоянию на 1 июля составил 45,4 млрд руб. (+10% к началу 2018 г.).
Наиболее популярным у клиентов остается приобретение недвижимости на вторичном рынке, отметил Станислав Могильников, — за шесть месяцев текущего года на нее пришлось 65% от общего объема выдач.
Рынок ипотеки продолжает динамично расти. Основным фактором является рекордно низкий уровень ставок. Вместе с этим мы наблюдаем и снижение среднего возраста клиента — сейчас он около 33 лет. Растет средняя сумма кредита. Ипотека становится доступнее: в условиях стабильных цен и размера первоначального взноса, снижения ипотечных ставок, у населения появляется возможность приобрести с помощью ипотечного кредита большую по площади недвижимость, — рассказал вице-президент, управляющий розничного филиала ВТБ в Новосибирске Станислав Могильников.
Он также отметил и рост по депозитам, однако основным трендом стал не столько прирост вкладов, сколько интерес к инвестиционным структурированным продуктам, а также к страховым — как к возможности не только сохранить, но и преумножить капитал.
Обобщая озвученные итоги и тренды, Станислав Могильников отметил:
Люди покупают вещи, товары для ремонта, путешествия. Они покупают новое качество жизни. Мы всегда говорим о том, что, если люди заимствуют деньги, значит, они верят, что смогут кредит вернуть. Цена риска продолжает падать, качество заемщиков — расти. Доходы в области и городе тоже растут. При росте объемов выдачи сейчас идет снижение просрочки. Но скорее всего потребительский оптимизм лежит в области эмоциональной. И когда эмоция говорит за то, что у человека есть возможность вернуть кредит, то он начинает смелее финансировать свои желания. А банки выступают в этой ситуации техническими партнерами, если можно так сказать. Банки — это функция. Это не политика, это далеко не основа, это всего лишь технический инструмент, но мы позволяем себе выявлять тренды и озвучивать их. Сейчас мы диагностируем некий потребительский оптимизим.