Меню

Строить по-новому. Специалисты — об автоматизированном проектировании

Эксперт Softline считает, что развитие промышленности и строительства в России без новых технологий проектирования скоро станет невозможным.

2017 год стал годом начала заметного внедрения в предприятия Сибири новых технологий, связанных с новыми подходами к использованию систем автоматизированного проектирования (САПР) и геостационарных информационных систем (ГИС). По данным компании Softline, к концу ушедшего года в Сибири на эту тенденцию указывает несколько крупных проектов, в которых используются новые решения и подходы.

Евгений Меньщиков, менеджер по продуктам САПР/ГИС группы компаний Softline:

«Как правило, применение технологий САПР и ГИС для проектирования, строительства и промышленного производства продолжают оставаться внутренней кухней предприятий. Эта кулуарность создает обманчивое впечатление слабого проникновения таких технологий и решений в реальный бизнес. Вместе с тем, с точки зрения даже весьма консервативных отраслей (таких, как строительство) внедрение новых технологий — перспектива неминуемая. С одной стороны, к ней проектировщиков подталкивает «дорожная карта» Минстроя по внедрению подхода, связанного с использованием информационной модели зданий (BIM) в рамках проектирования, строительства и жизненного цикла объекта. С другой — BIM способствует повышению конкурентоспособности — спроектировать быстрее и с минимальными издержками, собирать более точную информацию о ходе того или иного проекта, значительно сократить сроки подготовки документации, исключить или свести к минимуму человеческий фактор».

Максим Барков, директор ООО «Монолитпроект» (ГК «Монолитхолдинг»):

«Мы начали применять BIM-технологии около двух лет назад. На тот момент нам приходилось часто сталкиваться с неточностями в измерениях и спорными ситуациями в ходе проведения работ подрядчиком — например, в части необходимого для строительства объекта количества строительных материалов. Новые технологии — в частности, 3d-сканирование — помогли повысить точность расчетов, ускорить процесс согласования проекта с заказчиком (благодаря созданию более точной 3д-модели), а также более четко ставить задачи подрядчикам. Мы много инвестировали в поддержку нововведений нашими проектировщиками и обучали их. Теперь даже архитекторы с большим опытом за плечами умеют работать с BIM-решениями. Технологии принесли с собой еще один неочевидный ранее фактор: покупатели видят точную модель своей квартиры в будущем жилом комплексе, и благодаря этой информации быстрее принимают решение об инвестировании. Мы видим эту тенденцию в рамках реализации проектов по строительству красноярских ЖК «Преображенский» и микрорайона «Живем!».  

Максим Сарапин, инженер ООО «Геостройизыскания»:

«Технологии наземного лазерного сканирования быстро приобрели популярность у профессионалов как современный и точный метод измерения. Если раньше для того, чтобы создать модель крупного объекта, необходимо было потратить несколько недель, вручную отмечая каждую его выступающую деталь, то иногда теперь достаточно поставить 3d-сканер на одну точку съемки, чтобы получить точное 3d-изображение. За секунду такой аппарат выполняет колоссальный объем измерений — от нескольких десятков тысяч до более миллиона точек. Это позволяет резко повысить скорость работ, и при этом понизить трудозатраты. Сегодня не существует другой технологии, которая позволила бы с такой скоростью, точностью и степенью детализации собирать огромные массивы геопространственной информации. Вся полученная информация обрабатывается при помощи специальных приложений. Чтобы уточнить ту или иную информацию об объекте, дополнительный выезд на местность, как правило, уже не требуется. Сейчас лазерное сканирование применяется в строительстве, геодезии, архитектуре и даже помогает сохранять и реставрировать объекты, представляющие особую культурную ценность. В частности, в прошлом году мы поставили лазерный сканер в Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края».

Денис Захаркин, сооснователь компании VR Concept:

«Виртуальная реальность прокладывает себе путь в реальный сектор экономики. Первый VR-шлем появился еще в 1988 году, но распространенной в промышленности эта технология стала только сейчас. Это связано с тем, что промышленное VR-оборудование до недавнего времени было довольно дорогостоящим, и только в последние несколько лет оно подешевело в десятки раз и доступно даже небольшим компаниям. Так, одно рабочее место, оборудованное шлемом VR с необходимым программным обеспечением, стоит 10-15 тысяч долларов. Что дают VR-технологии? Во-первых, широкие возможности для совместной работы над проектом. Виртуальная реальность позволяет специальным разных предметных областей проводить встречи на виртуальной модели объекта без выезда на физическую локацию и договариваться о внесении необходимых изменений, которые будут учтены на стадии создания реального сооружения. Это экономит время и ресурсы. Также использование технологий виртуальной реальности позволяет проверить вводимый в эксплуатацию объект на предмет соответствия эксплуатационным нормам. Крайне важный аспект применения VR — обучение сотрудников работе с оборудованием, особенно на объектах повышенной опасности, например, на мощных электрических подстанциях, на нефтебазах и других сооружениях. Также встречаются примеры применения VR — например, для обучения тактическому взаимодействию личного состава в рамках симуляции боевых действий». 

Ренат Ягудин, руководитель ООО «Фотометр»:

«До недавнего времени, если необходимо было создать модель местности или объекта, самой распространенной технологией была аэрофотосъемка, либо покупка космических снимков участка поверхности. С появлением беспилотных летательных аппаратов практически бытового класса появилась возможность фотографировать объекты с более близкого расстояния и с высокой степенью детализации, что существенно повысило качество снимков и точность создаваемой в результате 3d-модели. Эта технология относительно недорогая — беспилотник, обладающий соответствующей функциональностью, стоит около 110 тысяч рублей (плюс ПО и обучение сотрудников). Кроме того, дрон может работать почти в любых погодных условиях (скорость ветра — до 12 м/с, температура воздуха — до минус 30) и достаточно быстро — за час он может отснять территорию в 1 квадратный километр. Если сочетать дрон с обычной зеркальной камерой и/или с 3d-сканером, можно получить цифровую модель объекта, точность которой близка к 100%. Такой проект был реализован недавно нашей компанией при создании 3d-модели купола театра в Новосибирске — сканер не смог сформировать достаточно подробное облако точек для верхних участков купола, и дрон за короткое время помог собрать недостающие данные».

Иван Сумской, руководитель направления Makerbot компании «НИССА Диджиспейс»:

«Технологии 3d -печати ушли далеко вперед, и сегодня 3d-принтерами уже сложно кого-то удивить. Во всем мире их использование в промышленности является обыденной практикой, инженер, спроектировав какую-то деталь, может тут же отправить ее в печать, проверить собираемость элементов, обсудить с коллегами, представить исправленный вариант и получить одобрение заказчика. Если раньше с помощью аддитивных технологий можно было печатать только прототипы каких-то изделий, то сегодня из пластика и металла можно создавать уже готовые элементы. Эту технологию используют в авиации, энергетике, строительстве и медицине. Заходя на борт нового Airbus, с большой долей вероятности вы оказываетесь в самолете, некоторые детали которого напечатаны на 3d-принтере. Технология печати металлических изделий позволяет существенно снижать количество отходов, а значит, использовать более дорогой сплав и делать готовое изделие более легким. А чем легче детали в воздушном судне, тем меньше компании приходится тратить на горючее. Широко применяются технологии 3d-печати в строительстве, архитектуре (позволяют создавать качественные макеты зданий и интерьерных деталей), дизайне».