Бесплатная и коммерческая медицина сейчас равно далеки от потребностей тех, кого можно назвать «средним классом». Назрела пора изменений, считает гендиректор компании «СофтЛаб-Нск» Ирина Травина.
Для меня как для занятого человека муниципальная медицина недоступна – слишком много она отнимает времени. Конечно, в случае сильной болезни всегда можно вызвать участкового терапевта на дом, или в крайнем случае скорую помощь. Если же со здоровьем случилась какая-то мелкая неприятность, то попасть на приём к терапевту проблематично, даже если есть заветный талончик, можно нарваться на длинную очередь. Запись к узким специалистам за месяц вперед и только через того же участкового терапевта. Наша муниципальная поликлиническая система не только не дает нормального обслуживания, но и вынуждает пациентов периодически отпрашиваться с работы в будние дни.
Казалось бы, вот есть частная медицина, многочисленные программы добровольного медицинского страхования. Но и здесь не всё так гладко. Несколько примеров. Хочу записаться на УЗИ, мне предлагают время через месяц. Хорошо если моя проблема терпит месяц. А так получается, что начинаешь обзванивать разные частные кабинеты, пытаясь найти для себя оптимальный по времени результат. Другой пример. Почему-то в частной медицине подразумевается, что человек сам должен определить, чем он собственно болеет, по крайней мере определить того узкого специалиста, к которому ты хочешь попасть. Но ведь это не всегда правильно! Поставить верный диагноз – это уже наполовину вылечиться. А так что получается: у меня болит живот, я записываюсь гинекологу, и после затраченных достаточно большого времени и денег вдруг случайно обнаруживается, что мне надо было к гастроэнтерологу или эндокринологу.
Другая проблема с частной медициной, что многие клиники не берутся за экстренные случаи. Как-то раз у моей дочери в выходной обострилось хроническое заболевание. Поликлиника по месту жительства не работает, а в частную клинику нас с острой болью не приняли. Ответили, что являются консультационным учреждением и такими вещами не занимаются. Пришлось вызывать «скорую».
И два слова о ДМС из собственного опыта. Сейчас в подавляющем большинстве случаев эта система работает как рисковая. Что имею в виду. Система работает тогда, когда к ней обращается человек, столкнувшийся с какой-то проблемой со здоровьем. Тогда начинают тобой заниматься, направляют в лечебные учреждения, тратить деньги. Т.е. по сути данная система вообще не работает на профилактику и предупреждение болезней. Ведь упор на данный вид обслуживания сохраняет деньги работодателя не только с точки зрения экономии средств на ДМС, но и с точки зрения зарабатывания денег: сотрудник меньше болеет, больше работает, меньше больничных, больше пользы компании.
Бесплатная и коммерческая медицина сейчас равно далеки от потребностей тех, кого можно, наверное, назвать «средним классом». Это не нормально, и в обществе зреет запрос на альтернативное медицинское обслуживание, реально повышающее качество жизни, но при этом не разорительное. В Академгородке группа неравнодушных, а среди них такие известные люди, как Алексей Волнухин, Михаил Лаврентьев и Наталья Пинус, сейчас создает некоммерческое партнерство «Открытая медицина».
По сути, это будет лечебное учреждение, существующее на добровольные членские взносы. И взносы не слишком большие – 600 руб. в месяц на человека. Если партнерство получит финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования, размер взносов уменьшится. Человек, вступая в это партнерство, должен будет пройти первоначальный медосмотр, сдать анализы. Далее доктор исходя из этого скрининга должен сам определить, есть ли у человека какие-то риски со здоровьем, и предпринимать все меры, чтобы человек не болел.
Безусловно, 600 рублей – небольшая сумма. И многие спрашивают, можно ли на неё получить реальную медицинскую помощь. Конечно, с одной стороны, в этой системе обслуживания больные лечатся за счет здоровых. И чем меньше будет больных, тем больше будет возможностей поощрять докторов. Сама система финансирования толкает к тому, чтобы доктора занимались не столько лечением болезней, сколько их предупреждением. Из общения с предпринимателями, с людьми среднего достатка я вижу, что многим предложенная схема кажется привлекательной. Они готовы с помощью небольших ежемесячных платежей улучшить качество медицинского обслуживания себя и своих семей.
Первый шаг в реализации проекта уже сделан: завершается процесс лицензирования двух врачебных кабинетов – в Верхней зоне Академгородка и в Щ. Они будут оказывать наиболее востребованную медицинскую помощь. Большая часть оборудования для этих кабинетов приобретена благодаря одному из бизнесменов (он предоставил партнерству на очень лояльных условиях заём на 2,5 млн руб.).
В этих врачебных кабинетах будут работать, по сути, семейные доктора. В Новосибирске уже есть несколько семейных практик — их специалисты регулярно отслеживают здоровье каждого своего подопечного, а, например, при госпитализации контактируют с лечащим врачом в стационаре, корректируют при необходимости лечение и дают своему пациенту разъяснения. Такому доктору можно позвонить на мобильный, и он может дать совет, как поступить в том или ином случае, порекомендовать лекарство, ведь он тебя хорошо знает, помнит, куришь ты или нет, какое у тебя нормальное давление и уровень гемоглобина.
По идее, пересмотр подхода к организации здравоохранения должен быть делом государственным. Но, по моим наблюдениям, попытки что-то изменить принимают пока только общественные организации и руководители тех компаний, сотрудники которых ценятся во всем мире и легко могут трудоустроиться во многих развитых странах. Как руководитель IT-компании на рынке труда я конкурирую даже не столько с ведущими российскими компаниями, сколько с западными, и поэтому, если хочу удержать специалистов, то должна обеспечить им и членам их семей качественные медицинские услуги здесь в Новосибирске. Не только медицинские, но с чего-то надо начинать.
Мне кажется, что создаваемая сейчас в Академгородке сеть врачебных кабинетов сможет составить муниципальным поликлиникам конкуренцию, если получит финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования. В этом случае муниципальные поликлиники будут вынуждены переосмыслить свои принципы работы. И тогда врач наконец перестанет тратить драгоценное время на приеме на заполнение бумаг, а будет все-таки заниматься больным.
«Открытая медицина» планирует создать экспертный совет, рассматривающий врачебные ошибки, позволяющий пациенту обратиться за подтверждением диагноза. Мне нравится эта идея. Она работала в советские времена намного лучше, чем сейчас. Мой знакомый врач из Израиля говорит, что их статистика утверждает, что врачебные ошибки стоят на 3-м месте по причинам смерти. В России такая статистика просто отсутствует. Думаю, такие экспертные советы должны изменить ситуацию. Доктора, наконец, перестанут покрывать друг друга, а просто будут более ответственны, а совершённые однажды погрешности уже не будут повторяться.
В наших клиниках будет внедрены электронные медицинские карты. Это еще один шаг к прозрачности принимаемых конкретных решений конкретным доктором. Думаю, это тоже повысит качество обслуживания.
В медицине назрела пора изменений. Это касается не только внедрения информационных технологий, но и подготовки самих кадров. Мы подошли к тому рубежу, когда необходимо обратить внимание на программы лучших зарубежных медицинских центров, вспомнить советские положительные моменты, избавиться от устаревших регламентов и равнодушия. Нужно уже повернуть медицину к человеку.