Меню

Почему наследники не готовы управлять бизнесом родителей – новосибирские эксперты

Многие предприниматели в Новосибирске хотели бы, уйдя на покой, передать свое дело по наследству. Но далеко не всегда наследники готовы управлять бизнесом родителей.

В семье владельцев стоматологической клиники I Dent Инны и Михаила Тодер пятеро детей. Старшая — Светлана — сейчас заканчивает медицинский университет в Мичигане (США) и идет на специализацию «стоматология». Инна Тодер рассказывает, что когда Свете было пять лет, она надевала халат, заходила в кабинет к папе и наблюдала за операциями: «Мы думали, что она, увидев операцию один раз, испугается и убежит. А ей было интересно».

Родители надеются, что Светлана со временем поможет им открыть филиал клиники в Америке. Младшая дочь — Николь — тоже планирует пойти по стопам родителей и стать ортодонтом. А младший сын Гриша — ему сейчас 12 лет — говорит:

«Кто‑то должен управлять их бизнесами. Это буду я».

Таким образом, семья Тодер может положиться на своих наследников.

Однако, по словам президента Новосибирского банковского клуба Владимира Женова, традиции наследования бизнеса, принятые во всем мире, в нашей стране потеряны:

«В развитых странах — Германии, Франции, Японии, Италии, Англии — семейные традиции и бизнес‑ценности передаются по наследству. В нашей стране до революции были династии Демидовых, Строгановых, многих других российских купцов и промышленников. Сейчас в нашем обществе утрачено «соборное сознание».

Некому оставить бизнес

«Мы рожаем детей, но не мы их создаем», —

говорит по этому поводу основатель центра бизнес‑образования «Харизма» Нелли Власова. Продолжая мысль Владимира Женова, она припомнила историю о том, как к ней обратился один банкир с жалобой на сына.

«Парень — стопроцентный гуманитарий, человек с тонкой душевной организацией, еще и поэт, —

сетовал владелец банка. —

Нельзя оставлять на него бизнес».

Нелли Власова взяла молодого человека к себе и обучила его навыкам управления персоналом. Оказалось, что у него — талант общаться с людьми. Вскоре папа назначил сына заместителем управляющего по работе с персоналом, а через некоторое время он стал директором по персоналу.

Владимир Женов говорит, что сейчас российский бизнес переживает два негативных момента — отсутствие культуры наследования и отсутствие института наставничества. Основной причиной, почему дети не хотят наследовать бизнес родителей, Владимир Женов считает тот факт, что вести дела в нашей стране весьма непросто:

«Они видят, что ведение бизнеса в России — работа тяжелая, а порой и опасная. Поэтому предпочитают либо стать госслужащими, либо уехать за границу и строить свою жизнь там».

По наблюдениям Нелли Власовой, родители‑бизнесмены часто делают большие ошибки в воспитании наследников:

«Дети не идут в семейный бизнес потому, что не хотят постоянно испытывать диктат родителей и зачастую предпочитают начинать «с нуля» что‑то свое, нежели всю жизнь выполнять указания папы или мамы».

Похожими наблюдениями делится Владимир Женов:

«Сами владельцы бизнеса порой не спешат вводить своих детей в курс дела, считая, что чадо еще успеет «хлебнуть лиха». А потом оказывается поздно».

Президент Новосибирского банковского клуба видит три главные проблемы при передаче бизнеса по наследству: разные взгляды «отцов и детей» на стиль и методы руководства, на соотношение рисков в ведении дел, на стратегию развития.

Владимир Женов считает, что российскому бизнесу нужен институт наставничества, практически утраченный за последние годы.

«Из сотни высококвалифицированных управленцев и менеджеров среднего звена хорошо, если один может быть наставником», —

констатирует он.

Есть и еще одна причина, по которой бизнес оказывается недолговечным.

«Формирование среднего класса в России происходило в очень жестких условиях. Не зря возникло выражение «звериный капитализм». Далеко не все бизнесмены первого поколения — яркие личности. Ну а яблоко от яблони, как известно, далеко не падает. Между тем времена изменились, и для ведения бизнеса требуются несколько иные личностные качества, нежели звериная хватка», —

отмечает Нелли Власова.

 

Свой или чужой

Аналитики считают, что в мире существуют две модели ведения бизнеса: восточная, в которой как раз превалирует наследование бизнеса, и западная, где родственные связи не приветствуются, а для ведения дел принято нанимать топ‑менеджеров. Эксперты расходятся во мнениях о том, по какому пути пойдет Россия.

«Во всем мире семейный бизнес приветствуется, —

говорит Владимир Женов, —

Однако, чтобы делать выводы о том, насколько жизнеспособна эта модель в России, нужно пронаблюдать как минимум два поколения. Сейчас мы видим, как отходит от дел первое поколение, сформировавшее бизнес в 90‑е гг. прошлого века. Нужно выждать еще 20 лет, чтобы увидеть, как справится второе поколение».

Инна Тодер, конечно, надеется на своих детей, но не имеет ничего против наемных топ‑менеджеров.

«В России очень своеобразный менталитет. У нас многие боятся тех, кто умнее, —

говорит она, —

Мне это кажется не совсем верным. Это ограничивает развитие бизнеса».

Супруги Тодер строят свой бизнес по принципам Генри Форда, который говорил: «Главное мое достижение в том, что я заставил работать на себя тех, кто умнее меня».

Старший вице‑президент — управляющий Новосибирским филиалом «ФК Открытие» Ирина Демчук отмечает, что и родственник, и наемный топ‑менеджер могут быть одинаково неэффективными. Но наемный менеджер может покинуть компанию, если его не устроят условия. При этом конкуренты могут предложить ему лучшие условия. Тогда возникает угроза утечки информации или применения других запрещенных приемов конкурентной борьбы

Ирина Демчук считает, что, с одной стороны, можно понять собственников, предпочитающих «своих людей» на ключевых должностях. Главными качествами наемных менеджеров в семейном бизнесе должны быть доверие, надежность, долгосрочная стабильность и преданность. Зачастую, продолжает она, наемные менеджеры гораздо эффективнее, а близкие родственники не готовы работать.

Директор по розничному бизнесу филиала «Новосибирский» Альфа Банка Марина Кокоулина видит главную причину родственных предпочтений в том, что хороших топ‑менеджеров просто нет. Дефицит кадров настолько огромен, что это в значительной степени сдерживает развитие бизнеса и производства в России. То есть тем, кому удалось привлечь в свой бизнес родственников, еще повезло. Хотя Марина Кокоулина соглашается с теми, кто считает, что у семейного бизнеса довольно низкий потолок развития.

У Нелли и Анны Власовых был опыт работы с наемным топ‑менеджером. Нелли Власова расценивает его скорее как отрицательный:

«Мы переманили топ‑менеджера из хорошего банка, положили большой оклад, но доверить полностью компанию чужому человеку все‑таки не смогли. Он должен был согласовывать с нами, как с учредителями, каждое свое решение. Вскоре мы поняли, что сами себе создали двойную работу. При этом нам неудобно было его уволить…».

Владимир Женов раскрывает истинную причину того, почему российские бизнесмены предпочитают брать на вторые роли в свои компании не профессионалов, а родственников:

«Собственность в России не защищена. Наемный топ‑менеджер может поставить свои интересы выше интересов собственника. С учетом того, что часто бизнес ведется по «серым» схемам, такой риск многократно возрастает».