Меню

Владимир Женов: Новосибирск должен стать второй финансовой столицей

Наш город— один из наиболее привлекательных в стране центров с точки зрения ведения бизнеса. От нас что в Москву, что в Пекин лететь 4 часа. У нас колоссальный потенциал для развития деловой акти


Наш город— один из наиболее привлекательных в стране центров с точки зрения ведения бизнеса. От нас что в Москву, что в Пекин лететь 4 часа. У нас колоссальный потенциал для развития деловой активности в самых передовых направлениях— я имею в виду наш Академгородок. Я бы выделил Новосибирск и в том плане, что здесь создана и постоянно поддерживается в целом лояльная, доброжелательная атмосфера взаимодействия с властью— как областной, так и городской. Этим мы очень выгодно отличаемся от других городов и регионов, где порой бушуют шекспировские страсти— происходят конфликты между мэром и губернатором, между силовиками и властью, между контролирующими органами и бизнес-сообществом. У нас чрезвычайно продвинутые, интеллектуально и интеллигентно-развитые люди.
Новосибирск всегда был городом «своего» бизнеса, и вряд ли он— в результате слияний и поглощений предприятий— превратится в город-филиал федеральных и иностранных компаний. Именно потому, почему я уже сказал: это базовый центр с точки зрения логистики, концентрации людских и всяких других ресурсов, с точки зрения простора для контактов— с «ближним зарубежьем», например. Очень много предпринимателей-лидеров в своей отрасли выросло именно в Новосибирске, базируется в Новосибирске, налоги платит в Новосибирске. Простора для роста «своего» бизнеса в нашей области еще очень много.

 
Мое глубочайшее мнение— и я его не раз озвучивал— наш город должен, может, и обязан стать величайшим финансовым центром России. К этому есть все предпосылки. Здесь огромное число банков, филиалов и представительств инвестиционных компаний. Здесь работают негосударственные пенсионные фонды, межбанковская валютная биржа и т.д.— то есть представлены абсолютно все финансовые институты. Не будем сбрасывать со счетов и великолепный духовный, социальный, энергетический потенциал сибиряков, особый сибирский, новосибирский характер.

Но сделать нужно очень много для достижения такой цели. Это должно быть одной из задач власти— федеральной, прежде всего. Ну не может быть в такой большой стране один финансовый центр. Скажу проще: нельзя в России делать одно Сколково. Это невозможно просто. Это гиперконцентрация, а не польза.
Поэтому Новосибирск, как выразился Евгений Максимович Примаков (до недавнего времени президент Российской торгово-промышленной палаты), с которым мы встречались, должен стать «центростремительным» городом.

 
Почему бизнес-сообщество не ставит этот вопрос «ребром»? По одной простой причине: старается оно его ставить, но еще не готово возглавить. За последнее время создавалось великое множество стратегий развития Сибири, и каждая из них в конечном итоге благополучно канула в лету, поскольку четко и ясно прописанных шагов не было. Дефицита в различных стратегиях нет, есть дефицит действующей стратегии. Легко выучить инструкцию по управлению самолетом, но надо еще и полетать.

Препятствий, мешающих достижению той или иной стратегической цели, сегодня немало. Как банки— лакмусовая бумажка экономики, так и бизнес-сообщество— отражение всех тех проблем и реалий, которые существуют в современной России. Это и проблема коррупции, и введение каких-либо налогов без резонансного обсуждения с бизнес-сообществом. Например, введение дополнительного страхового налога под корень режет многих предпринимателей. Замеры показывают, что в тень пошли зарплаты— соответственно, и налоги пошли в другой цвет. Правительство сейчас лихорадочно ищет выход из создавшейся ситуации— вместо того чтобы заранее сделать какие-то расчеты. Это и проблема взаимодействия не столько с властью, сколько с контролирующими структурами. Несмотря на все грозные указующие персты президента и председателя правительства, число проверок не уменьшилось, не упорядочилось, просто приобрело иную форму и окраску. До стратегий ли тут?

 
Далек еще от идеальной модели и сам институт бизнес-сообщества. Оно должно сформировать гораздо большее число всевозможных ассоциаций, клубов. Необходимо вхождение представителей этих объединений в различные советы, консультативные органы, рабочие комиссии, которые создаются властными органами. Требуется участие представителей бизнеса в публичных парламентских слушаниях, в формировании законодательной базы. Здесь первую роль могут играть торгово-промышленные палаты. На Западе они и являются олицетворением бизнес-сообщества, выполняют даже многие функции власти. У нас пока эта работа развивается, на мой взгляд, в соответствии с очередным этапом становления национального менеджмента— недостаточно эффективно. Но, думаю, время придет, перспектива— обнадеживающая.


Колонка написана специально для «Делового квартала»