«Деловой квартал» собрал за круглым столом руководителей представленных в Новосибирске банков, чтобы обсудить насущный вопрос цифровизации банковского бизнеса — зачем и какие последствия?
В заседании приняли участие региональный управляющий филиала «Новосибирский» Альфа-Банка Андрей Фишер, заместитель управляющего Новосибирским отделением Сбербанка Ольга Коновалова, старший вице-президент, управляющий филиалом «Сибирский» банка «ФК Открытие» Ирина Демчук, руководитель Абсолют Банка в Новосибирске Александр Ким, директор территориального офиса Росбанка в Новосибирске Денис Колов, вице-президент — управляющий филиалом Банка ГПБ (АО) «Западно-Сибирский» Намжил Урбанаев, руководитель объединенного Сибирско-Уральского макрорегиона Райффайзенбанка Эльвира Емец, управляющий новосибирским филиалом Банка Уралсиб Александр Сорокин, управляющий директор дивизиона «Сибирь» Уральского банка реконструкции и развития Андрей Третьяков, заместитель управляющего Новосибирским филиалом АКБ «Ланта-Банк» (АО) Светлана Степанова, зампредседателя правления Банка Акцепт Валерий Ермилов, заместитель директора открывшегося в январе 2020 года филиала «Невский» ПАО «Банк «Санкт-Петербург» в Новосибирске Евгений Меркулов, управляющий ККО «Банк БЖФ» Елена Гааль, директор Новосибирского филиала Ак Барс Банк Лариса Кучендаева, управляющий ВТБ в Новосибирской области, вице-президент Станислав Могильников.
Два вопроса предложил ДК на обсуждение банкирам:
— Диджитализация как способ борьбы на рынке: инновации облегчают бизнес-процессы и формируют лояльность клиентов. Да или нет? Почему одни банки работают над переводом всех процессов в онлайн, а другие остаются консерваторами и делают ставки на оффлайн-общение?
— Подводные камни — чем опасна тотальная цифровизация? Как сегодня защищать свои деньги и информацию, учитывая, что хакеры никогда не дремлют, а пользователи еще не до конца освоили науку безопасного обращения с банковскими приложениями?
Модератором беседы выступил региональный управляющий филиала «Новосибирский» Альфа-Банка Андрей Фишер. Он поделился опытом Альфа-Банка как одного из первых банков, освоивших цифровые технологии:
«Сегодня в Альфа-Банке практически все услуги клиенты могут получить в цифровом формате. От самых базовых — денежных переводов, открытия счетов и платежей ЖКХ — до ипотеки. Большинство вопросов, связанных с получением ипотечного кредита, заемщик может решить дистанционно. Банк продолжает активно развивать направление регулярных платежей.
Важно, чтобы в мобильном приложении было просто и удобно. За последний год количество операций, которые наши клиенты проводят онлайн, значительно выросло. Число обращений в отделения снижается. Однако большинство наших клиентов по-прежнему более сложные финансовые вопросы решает в отделении банка.
В связи с этим в прошлом году Альфа-Банка начал работу над созданием отделения будущего — phygital-офиса. Основная идея проекта — цифровое обслуживание в сочетании с живым общением в отделении. Также мы меняем само пространство, начиная с биометрической идентификации клиента — когда человек заходит отделение, его идентифицирует программа и направляет к персональному менеджеру, — заканчивая сrm-системой, где менеджер на стойке, общаясь с клиентом, подгружает всю возможную информацию внутри банка, по всем его операциям.
Что касается крупного бизнеса, то эта тема очень консервативная, и в части диджитализации у нас реализован проект по применению технологии блокчейн. Например, банк запустил интересный пилот с крупной авиакомпанией: когда оплата билетов их контрагентами происходила в онлайн-режиме и билет выписывался одновременно, без каких-либо гарантий или депозитов, которые были ранее, а именно за счет смарт-контрактов на основе блокчейна, и риски защищены и с той, и с другой стороны».
Заместитель управляющего Новосибирским отделением Сбербанка Ольга Коновалова рассказала, как видит свою стратегию на рынке цифровизации Сбербанк:
Старший вице-президент, управляющий филиалом «Сибирский» банка «ФК Открытие» Ирина Демчук поделилась опасениями относительно сроков внедрения цифровых технологий в банковский бизнес. По ее мнению, это процесс хоть и неизбежный, но долгий и имеющий подводные камни:
В Банке Открытие примерно 60% малого бизнеса — это уже цифровые технологии и дистанционное обслуживание в мобильном приложении. Единственное — смартфоны разных модификаций требуют разных приложений, и нам в частном порядке приходится подстраиваться, и ошибок возникает довольно много. Даже сервисы, которые работают по единому стандарту, не могут решить задачи всех клиентов, приходится в индивидуальном порядке работать с той или иной моделью.
Конечно, нужно помнить и о том, что, переводя полностью все в интернет, мы рискуем потерять очень много информации или хотя бы просто возможность обслуживаться, если вдруг из-за каких-то катаклизмов интернет «упадет». Здесь нужен серьезный контроль и большие инвестиции, чтобы защитить свой бизнес. К тому же, как уже упомянули коллеги, все это дает много возможностей мошенникам. С одной стороны, причиной может стать просто невнимательность самих клиентов, с другой — сами банки, которые не уделяют должного внимания контролю.
Среди рисков можно отметить еще один: когда клиенты переводятся в диджитал-каналы, то фактически начинает падать клентопоток, и когда ставится план кросс-функциональных продаж, то продавать нам становится некому.
Поэтому банки сейчас, чтобы возвращать клиентов в офисы, стараются создавать так называемые экососитемы — систему партнеров и новых услуг, за которыми люди идут в офис. Это обеспечивает присутствие клиентов и дает возможность осуществлять кросс-продажи и получать дополнительные комиссионные доходы, которые банкам сейчас необходимы. Потому что затраты, связанные с диджитализацией, достаточно серьезные —инвестиции нужно возвращать. Банки, конечно, сейчас будут сильно корректировать свои стратегии исходя из ландшафта рынка».
Руководитель Абсолют Банка в Новосибирске Александр Ким поддержал мысль о том, что банкам необходимо подстраиваться под требования рынка и клиентов:
Следует помнить и постоянно уточнять цель и характер цифровой трансформации, чтобы не идти по ложным путям. Каким? Например, банк может сделать красивую обертку и дать клиентам digital-сервис, сохранив «под капотом» старые процессы и большую долю ручного труда. Еще один вариант ошибочной стратегии — менять процессы, многократно повышать их эффективность, но при этом не создавать возможности для удобной миграции клиентов из офлайн-каналов в online. В принципе, любой сервис можно в той или иной степени сделать с уклоном в digital, с использованием роботов, искусственного интеллекта или просто нарастив долю автоматизированных операций. Вопрос не в самом сервисе или продукте. Вопрос — в цели этого процесса. Если есть задача сделать сервис цифровым без оглядки на потребности клиентов, то все упирается лишь в наличие ресурсов, необходимых для цифровизации.
Более правильным видится путь исследования клиентского пути, глубокое понимание «болей» клиента, его запросов и готовности перехода в цифровой ландшафт банковского сервиса. Это зависит и от самого клиента, и от продукта. К примеру, клиенты в возрасте, размещающие свои денежные средства в депозиты, могут с меньшим откликом и лояльностью воспринимать необходимость перехода в online. А молодые люди — наоборот».
Директор территориального офиса Росбанка в Новосибирске Денис Колов также согласился с мнением о том, что в процессе цифровизации направление будет задавать клиент:
Конкуренция на банковском рынке с каждым днем растет в том числе за счет большого количества финансовых агрегаторов, позволяющих клиентам быстро сравнить условия по продуктам в разных банках и выбрать максимально подходящий. Диджитализация банковского сектора работает на клиента на всех уровнях: как с точки зрения сервиса и удобства взаимодействия с банком (мобильное приложение, чат-бот и так далее), так и с точки зрения самих продуктов. Это стимулирует банки быстрее разрабатывать и выводить на рынок новые предложения, дополняя их привлекательными программами лояльности и «затачивая» их под клиента.
Безусловно, остается часть вопросов, по которым клиенты продолжают обращаться в отделения банков. Это может быть, к примеру, оформление сложных продуктов (таких как инвестиционное страхование жизни), требующих подробной консультации специалиста. Сегодня клиент ждет от банка высокого качества сервиса как на уровне digital-каналов, так и offline».
Вице-Президент — управляющий филиалом Банка ГПБ (АО) «Западно-Сибирский» Намжил Урбанаев спрогнозировал успешность такой модели для банковского рынка как экосистемы и коллаборации:
Но в целом, что касается диджитализации, то в России она идет полным ходом, и это становится серьезным конкурентным преимуществом в будущем.
Намжил Урбанаев также добавил, что российский банковский рынок в связи со стремительным внедрением цифровых технологий выбился вперед на мировом рынке и получил большие конкурентные преимущества перед другими странами, как, например, США, где все еще в ходу бумажные чеки, или Европой, где банковские переводы за несколько секунд — это пока еще фантастика».
Руководитель объединенного Сибирско-Уральского макрорегиона Райффайзенбанка Эльвира Емец поддержала коллегу, отметив, что российские банки действительно выгодно отличаются на мировом рынке:
Цифровизация в банкинге — это не только вопрос конкурентной борьбы, но и будущего банковского бизнеса, вопрос выживания конкретных игроков на рынке. С развитием онлайн-сервисов стало нормой, что практически все вопросы с финансами ты решаешь с помощью телефона и банковского приложения. В 2019 году средний клиент банка на 30% реже посещает отделения, чем в прошлом году, а в 2018 — на 10% реже, чем в 2017. При этом количество операций в интернет- и мобильном банке за последние 12 месяцев выросло на 60%. В нашем банке объемы привлечения новых клиентов растут в основном за счет дистанционных каналов. Сейчас мы нацелены на то, чтобы все финансовые вопросы, будь то кредитная карта или овердрафт для бизнеса, решались нажатием кнопки в приложении.
В прошлом году мы внедрили несколько цифровых решений, которые дали практически мгновенный результат. Например, онлайн-кредитование для сегмента микробизнеса — оформить кредит компании могут полностью дистанционно. Интерес к такому формату кредитованию превзошел наши ожидания. Сейчас более 85% заявок на кредиты в Райффайзенбанке малый бизнес подает онлайн, а 30% кредитов выдается полностью дистанционно. Онлайн-бухгалтерия в мобильном приложении, цифровая подпись Sign Everywhere, сервис проверки контрагентов — это лишь часть новых онлайн-сервисов.
Однако, я соглашусь с коллегами, существуют и определенные риски. В конце прошлого года мы провели исследование совместно с «Лабораторией Касперского» и проанализировали тренды мошенничеств с банковскими картами в 2019 году. По нашим данным, именно социальная инженерия — основная проблема. Это звонки с подменных номеров, просьбы установить «защитное» программное обеспечение, или же просто раскрытие данных учетной записи. В ответ банки внедряют средства защиты, дорабатывают свои алгоритмы, но злоумышленники очень изобретательны, поэтому противостоять им в первую очередь может только сам клиент».
Управляющий новосибирским филиалом Банка Уралсиб Александр Сорокин вернулся к мысли о коллаборациях и тоже поддержал мнение коллеги о том, что это тот путь, на который сегодня необходимо вставать банкам, которые хотят быть в тренде:
Из характерных тенденций сегодняшнего дня можно отметить то, что сегодня стремительно стирается грань между сервисами для физических и юрлиц, все большее число классических розничных сервисов (лояльность, виртуальные карты, маркетплейсы) проникают в корпсектор и уже являются его неотъемлемой частью».
Управляющий директор дивизиона «Сибирь» Уральского банка реконструкции и развития Андрей Третьяков затронул тему инвестиций, о которых ранее упомянули участники круглого стола. Цифровизация требует вложений, и их придется осуществить, чтобы не оказаться «в хвосте», считает банкир.
Заместитель Управляющего Новосибирским филиалом АКБ «Ланта-Банк» (АО) Светлана Степанова в продолжение отметила, что на самом деле иногда более успешными оказываются те, кто позже зашел на рынок:
Думаю, банковские офисы еще какое-то время останутся, но все-таки придет поколение клиентов, для которых мобильный сервис будет и первым, и единственным, и им уже офисы точно будут не нужны.
На самом деле мы, банкиры, конкурируем сейчас уже не только и не столько между собой, в этой новой реальности, а с платежными сервисами других поставщиков».
Светлана Степанова также заметила, что банкам федеральным сложнее принимать решения, чем региональным, которые отвечают только сами за себя. Зампредседателя правления Банка Акцепт Валерий Ермилов как представитель регионального банка ответил, что несмотря на разницу в возможностях принятия решений, все-таки есть то, что объединяет все банки, — это поставщик ПО:
Евгений Меркулов, заместитель директора открывшегося в январе 2020 года филиала «Невский» ПАО «Банк «Санкт-Петербург» в Новосибирске поделился тем, какие стратегии для себя определяет банк, который в большей степени работает с клиентами именно дистанционно:
Управляющий ККО «Банк БЖФ» Елена Гааль в завершение добавила:
В своей работе по цифровизации мы прежде всего интересуемся финтех стартапами: с одной стороны, поддерживая молодые таланты, с другой — выбирая готовые решения, которые можно внедрить максимально оперативно. Вместе с этим идеи часто рождаются внутри Банка, и тогда мы ищем компании, готовые быстро вовлечься и реализовать задуманное.
Я буду рада вернуться с новостями о реализованных проектах «БЖФ Банка» в digital-среде по мере выпуска наших решений во вне».
Фото: Артем Котельников