Основатель федеральной юридической компании «Стопдолг» Алексей Дёмин рассказал DK.RU, как нашел способ борьбы с долгами, стал помогать другим и превратил это в бизнес федерального масштаба.
«Девять лет назад у меня был кредитный спор с банком ― я пытался найти юристов, специализирующихся на этом, и понял, что их почти нет».
Опыт предпринимателя из Новосибирска, который открыл юридическую компанию, чтобы защищать граждан от некорректных действий банков, микрофинансовых организаций, коллекторов и приставов.
«От спора с банком к «антиколлекторскому агентству»
В 2010 году я не работал юристом по найму, и мой бизнес также не был юридическим. Фирма закрылась, а кредиты, которые оформлялись на меня и жену, остались. Примерно год я как-то крутился, но потом стало понятно, что мы не можем исполнять свои финансовые обязательства по кредитам.
Я оказался в ситуации кредитного спора с банком ― пытался найти юристов, специализирующихся на этом. Когда понял, что их почти нет, начал разбираться самостоятельно, тем более юридическое образование позволяло.
И вот мне попалась на глаза свежая судебная практика по признанию незаконными взимаемые многими банками комиссии за ведение ссудного счета и другие. У нас как раз были такие комиссии, и я решил их отсудить. Поскольку это было массовым явлением, решил параллельно найти клиентов с теми же проблемами.
Оказалось, что вокруг много людей, которые попали в ту же ситуацию, что и я: были в сложном финансовом положении, и по разным причинам не могли погасить накопившиеся долги: на них давили банки, приставы и коллекторы. Это были последствия кризиса 2008-2009 годов.
Я выиграл свой спор с банком, и решил заняться оказанием юридических услуг в данной нише. Ко мне стали обращаться знакомые, заработало «сарафанное радио». Так и начался бизнес ― один из первых в России, а среди компаний, которые работают в этой сфере сейчас, ― пожалуй, первый.
Причем, в отличие от компаний, «оседлавших» узкую тему комиссий, я сразу позиционировался как «Агентство кредитных споров Алексея Дёмина»: предлагал более широкий спектр услуг, в том числе оспаривание очередности списания банками денежных средств, поручительств, навязанных страховок, сумм штрафов и неустоек, а также незаконных действий коллекторов.
Первые года полтора работал в основном один, иногда с помощником. У меня было по 25-30 судебных заседаний в месяц. Иногда и до 40 доходило. Все делал сам: и продвигал, и продавал, и по судам бегал.
Название «Стопдолг» появилось в 2012 году, когда решил выходить на федеральный уровень: сначала развивая сеть франчайзи, затем ― сеть собственных офисов. Теперь мы работаем из Новосибирска по всей стране дистанционно и необходимость в офисах на местах отпала.
Мы защищаем права и интересы граждан перед «экономически более сильными» [судебный термин, ― прим.ред.] банками и другими организациями, а также перед коллекторами и приставами, которые нарушают права граждан. Многие сразу стали называть нас «антиколлекторским агентством». Действительно, можно сказать, что мы стали одной из первых антиколлекторских компаний в России.
Знаковым для нас стал переход на дистанционное обслуживание клиентов. Это потребовало полной перестройки процессов во всех подразделениях.
Мы открыли свой колл-центр, полностью реорганизовали отдел продаж, обучили персонал работе по другой схеме. Сейчас все сотрудники находятся в Новосибирске, а работаем мы по всей России. Заявки на банкротство поступают со всей страны, и мы можем помочь клиенту из любого населенного пункта.
Юридический бизнес очень консервативный: многое зависит от уровня квалификации сотрудников, а цена ошибки велика. Чтобы «поставить на поток» сложные и длительные юридические процессы, я брал управленческие практики из других видов бизнеса и адаптировал их к работе юристов.
С октября 2015 года в России стало возможным банкротство физических лиц, и мы стали одной из первых компаний, которые формировали судебную практику в стране.
С момента вступления в силу закона мы списали 1 миллиард 200 миллионов рублей долгов. Если пересчитать на дни, ― примерно 1 миллион рублей в день. Завершены сотни дел, в работе сейчас одновременно находятся около полутора тысяч. Клиенты есть и в Калининграде, и во Владивостоке ― по всей стране.
«Быть героем триллера не приходилось»
В бизнесе постоянно что-то происходит: то судебная практика меняется, то законодательство, то ситуация на рынке. Бывают и внутренние сложности. И каждый раз это вызов. Это и угроза, и возможность.
Компания, которая преодолевает кризис, становится сильнее, и успешнее. Но при этом никогда нет мысли «Ну все, вот момент ― теперь компания успешная», так как постоянно ведется работа по развитию и всегда есть цели, которые еще не достигнуты.
Если говорить про личные ощущения, их можно разделить на два аспекта ― деньги и время. Я понял, что мой бизнес успешен в момент, когда доходы от него позволили выйти на определенный уровень жизни, и когда делегирование позволило минимизировать время на управление бизнесом и увеличить личное время. По этим параметрам, наверное, и стоит судить об «успешности».
Иногда меня спрашивают, мешал ли кто-то моему бизнесу, приходилось ли сталкиваться с черными коллекторами или попадать в опасные ситуации. Здесь я вас разочарую ― быть героем триллера не приходилось. Бывали, конечно, странные звонки или неадекватные действия со стороны коллекторов в отношении клиентов, на которые приходилось заявлять в правоохранительные органы, но ничего серьезного.