Меню

Журналисты до сих пор не понимают, чем должны заниматься

Прилетев в Новосибирск на презентацию своей книги "Прощание с иллюзиями", известный тележурналист Владимир Познер рассказал о том, чем плохи российские деятели СМИ и о том, какими они должны быть.

Российская журналистика находится в плохом состоянии по нескольким причинам. В СССР журналистики не было, была пропаганда, а журналистов называли «солдатами идеологического фронта». Появилась журналистика при Горбачеве. Не было тогда популярнее человека, чем журналист. Когда по телевизору показывали программу «Взгляд», на улицах никого не было, все смотрели. За такими изданиями, как «Московские новости» и «Огонек» люди вставали в гигантские очереди. И журналистам в какой-то момент показалось, что они и есть спасатели, что они решают судьбу страны. Они в это поверили.

И в итоге это привело к очень негативным результатам. Потому что они не понимали, чем они на самом деле должны заниматься. И даже, несмотря на это, все было нормально. До 1996 года. Именно в этом году, в предвыборную президентскую кампанию журналисты перестали быть журналистами и начали заниматься пиаром.

Тогда владельцы СМИ, и в первую голову телевидения, а именно ОРТ, которым владел Березовский, и НТВ, которым владел Гусинский, договорились, что они сделают все возможное, чтобы не дать слово главному противнику Ельцина Зюганову и мочить его, говоря выражениями нашего премьер-министра, избранного президентом, и всячески поднимать рейтинг Ельцина. Не бесплатно, конечно.

Журналисты сегодня вам скажут – ну как же, мы не хотели, чтобы вернулись коммунисты, понятно. Но, тем не менее, нельзя быть немножко девственницей. Они потеряли свою девственность. Вот с этого момента отношение к журналистам в России стало меняться. И сами они почувствовали, что они уже не те, какими были. В целом в обществе не доверяют журналистике как таковой. Доверяют отдельно взятым и немногим.

У журналистов нет четкого понимания, чем они должны заниматься. Врач что должен делать? Лечить. Строитель должен строить. А журналист? А он должен информировать. Но он не решает проблем, и никто не должен требовать от журналиста, чтобы он решал. И даже чтобы он подсказывал, как решать. Это не его вопрос. Вот когда журналист начинает думать, что он решает вопрос, он глубоко заблуждается. Его задача довести до сведения, как можно более широко, не взирая на собственные политические пристрастия. Они никого не интересуют. Будьте любезны рассказать и показать как можно полнее, а решать будет читатель, слушатель, зритель.И это долг журналиста перед аудиторией, которая его читает, слушает или смотрит. Ни перед правительством, ни перед партией, ни перед хозяином. Он должен не врать, не говорить полуправды.

Мне говорят – страшно. Да разве страшно? Вот в советское время – да, там было страшно. А сейчас-то что? Ну, выгонят. Так пойдете в другое место. Когда мне говорят, что страшно, я всегда вспоминаю строчки Евгения Евтушенко про Галилея:

Сосед ученый Галилея
Был Галилея не глупее,
Он знал, что вертится земля,
Но у него была семья.