Мария Смолянинова. Участник сообщества DKclub

«МариМакс»: Не бойся, я с тобой!

Мария Смолянинова 1

Философия сопричастности как часть эффективного бизнес-концепта в транспортной логистике. Когда «работать со всей душой» — не метафора.  

«Бизнес жужжит, как компьютер», «бизнес работает, как часы» - для любого сервиса, для любого дела эта фраза звучит похвально, звучит комплиментом. Если у проекта есть «машинный темперамент», значит он хорошо задуман и отлично отлажен. Транспортная логистика — как раз из числа сфер, для которой сходство с компьютером — технологический идеал. Машинная, автоматичная четкость — это в мире логистики такая же драгоценная черта, как моральные достоинства в мире людей.

Впрочем, есть у логистики и нецифровые ценности. Этические ценности из человеческого мира. Эмпатия, сопричастность, солидарность. То, что не описывается числовым кодом. Но ощущается душой.

Да, логистика — системный бизнес, способны быть эмпатичным. Доказано практикой транспортно-логистической компании «МариМакс», которая для Марии и Максима Смоляниновых — и авторский проект, и «демо-версия» их философии.   

«Не бойся, я с тобой!» — это имя классического советского вестерна очень к лицу транспортной логистике. «Ламповость» кинематографического бренда совершенно не противоречит технологизму.

- Выстраивая свою философию, продумывая свои отличия на этом довольно насыщенном рынке, мы наибольшее внимание уделили именно образу менеджера-ассистента, — вспоминает учредитель компании «МариМакс»Мария Смолянинова, — Причем, я не случайно использую слово «образ», а не «штатная единица». Потому что менеджер-ассистент компании «МариМакс» должен обладать навыками, которые принято считать сугубо гуманитарными — чуткостью, менталитетом попутчика-помощника. Причем, помощника, душевно вовлеченного в процесс, а не сухого службиста, замкнутого лишь на график и должностные инструкции.

 При оформлении заявки в «МариМакс» каждый клиент получает персонального менеджера-ассистента. Фактически, полноправного партнера по доставке, логистике. Причём, ситуация «А на вас ассистента не хватило, извините» тут невозможна в принципе.

Ибо каждый из специалистов «МариМакс» обладает равновысокими компетенциями логистики — талантом к продуктивным импровизациям в нестандартных или нештатных раскладах, операционной скрупулёзностью,  «скорострельностью» в выдаче неординарных эффективных идей. Личный менеджер — это словно «марвеловский» герой в телесной оболочке скромного и уверенного профи. С ним надёжно. С ним даже дальняя перевозка грузов – не сюжет для тревожных снов, а спокойно-будничная процедура.

Специалисты «МариМакс» действуют именно в этическом концепте супер-помощника. Операторы и менеджеры работающие с каждый клиентом – это в прямом смысле хранители и надёжные попутчики. Не безучастная система с голосовым генератором, а живые сопричастные люди, не ленящиеся «проникаться». Не в канве гладко-безликой фразы «Наш звонок очень важен для нас!», а по-настоящему.

В эпоху ботов и цифровых помощников, разнообразных «алис» и «олегов» живая менеджерская поддержка воспринимается если не как чудо, то как феномен к нему близкий. Ибо такой принцип, как ни парадоксально, требует больше профессионализма — тонких навыков, тщательной подготовки.

— Это не просто «скиллы», это философия, — рассуждает Мария Смолянинова. – И чтоб усвоить её полновесно, лучше не иметь никаких предубеждений и стереотипов. Поэтому на работу мы предпочитаем брать именно молодых специалистов, не успевших пройти в типичных офисах школу типичного офисного пофигизма. Технический опыт наживается, а вот с коркой цинизма, которая нарастет быстро, потом ничего не поделаешь. Нашей философии лучше обучается человек, которого не опалил собой стереотипный офис с его культом пятницы и ИБД* (*имитацией бурной деятельности). Наш кейс накоплен, обучающие материал для растущей команды мы кропотливо собираем. Но помимо файловых материалов есть ещё и «нецифровой» массив — наживной эмоциональный опыт. То, что иногда называется опытом сердца, опытом души. Этого не найдёшь в учебных пакетах. Интуиция, диалогическая чуткость — это именно наживное.     

К расхожему афоризму «Хороший человек – это не профессия» Мария и Максим Смоляниновы, относятся философски.

— Универсальность этого девиза отнюдь не абсолютна, — уверенно говорит Мария. — Это смотря где. В нашей сфере — вполне профессия. Потому что одной лишь хорошей техники продаж тут мало. Отстраненный холодный профессионализм тут не имеет шикарного неонового блеска — прежде всего бросится в глаза именно холод. Потому, было дело, мы расставались с формально классными специалистами, не владевшими навыком эмпатии. Потому что эмпатия, готовность «проникаться душой» — у нас это часть профи-кода. Не заморачивайся, не пропускай через себя — точно не наш принцип.

Реалии последних трех лет полны разнообразных стресс-факторов. Потому ощущение уверенности и спокойствия за свой груз — весьма привлекательный компонент фирменного стиля «МариМакс».

— Изменение векторов импорта из-за санкций коснулось наших клиентов, а нас коснулось уплотнение железнодорожного траффика из-за потока военных грузов, — констатирует Мария Смолянинова. — Но к этому нужно относиться с пониманием, с гражданской осмысленностью. Потому мы с удвоенной творческой энергией работаем над способами оптимизации, над нюансами юридической, административной и транспортной безопасности грузов. В это непростое время у людей бизнеса и так хватает поводов для волнений. Наша задача — сделать их «ассортимент» меньше. Это ведь не та сфера, где в цене изобилие и разнообразие. И у нас это получается. С нами спокойнее, с нами надёжно.           

   

Темная и светлая сторона бизнеса Марии Смоляниновой   

Мария Смолянинова 2

Новосибирский предприниматель впервые рассказала, почему ее проект «МариМакс» - птица Феникс, возродившаяся из пепла.

Мария Смолянинова рассказала, как близкие друзья и, по совместительству, соучредители бизнеса перешли меньше чем за два года из пункта А «Нечего делить» в пункт Б «Заклятые враги».              

Как давно вы работаете на рынке транспортно-логистических услуг? 

— Более 11 лет. Начинала в найме, затем с бывшим коллегой открыла свое дело, сегодня развиваю собственный семейный проект — транспортно-логистическую компанию «МариМакс». 

На моем предпринимательском пути не все было гладко. Думаю, многие игроки рынка могут рассказать о непростых отношениях с бизнес-партнерами. И у меня есть негативный опыт — лишнее доказательство тому, что с подругами лучше просто дружить, с коллегами — просто работать, а бизнес строить нужно с компетентными специалистами.   

Из состава учредителей своей предыдущей компании я вышла в 2020 г. Это было трудное, выстраданное решение. Пришлось оставить свое детище и пойти дальше другим путем. До сих пор оглядываюсь назад и постоянно анализирую, что могла сделать, чтобы избежать фатального развития событий. Конечно, тогда трудно было увидеть просчет в возложении директорских полномочий на второго учредителя, который получил право подписывать все документы, заниматься управлением персоналом. В результате я как полноправный учредитель лишилась возможности на 100% контролировать наше предприятие.

Проблемы возникали как будто на ровном месте у нас блокировали счет, с которого затем пропали несколько миллионов рублей; происходили грубые управленческие ошибки; была попытка рейдерского захвата; фиксировалась неоплата поставщикам, неразбериха в документации; кредиторская задолженность росла в геометрической прогрессии. Мне могли предоставить платежное поручение на перечисление средств поставщику, но на самом деле не провести и не отправить его на оплату.

В итоге, чтобы я ни делала, какие бы ресурсы ни привлекала, каких бы клиентов «ни заводила», наша компания их благополучно теряла, зато собирала все новые и новые претензии, судебные иски. О многих из них я как второй учредитель узнавала совершенно случайно: к примеру, в документах находила претензию от клиента или в свободных интернет-источниках — о начале судебного процесса против нас.

Постепенно осознала весь ужас своего положения: за моей спиной могло происходить что угодно, а я это не контролировала, зато разделяла с партнером всю ответственность. Состояние «вечного дурака» выматывало.

Таким образом наш бизнес-разрыв зрел практически весь период совместной работы, в итоге все равно состоялся — иначе и быть не могло. Этот «развод» прошел бы намного проще и легче, если бы мы смогли договориться и заключить корпоративный договор. К сожалению, «чудо» не произошло.  

Но с выходом из состава учредителей ваша история не закончилась, а получила новый виток развития. Верно?

— Верно. Через год после официального разрыва ко мне подали иск на «неосновательное обогащение», собрав в одну папочку все переводы без назначения платежа за три года совместной работы. Получилась приличная сумма. Конечно, я никогда не вспомню, условно говоря, куда потратила 3 000 рублей 27 марта 2020 г. или 556 рублей 7 апреля того же года. Но если бы четко соблюдать правило — «не получать переводы от своего партнера, скрупулезно писать назначение каждого платежа или вовсе не разрешать переводить на собственную банковскую карту какие-либо суммы» — возможно, ничего этого сегодня бы не было. Излишнее доверие — плохой советчик.

Выйдя из состава учредителей, приняла решение ничего не делить с бывшим партнером и не очернять репутацию своей бывшей компании, которая и так серьезно пострадала. А зря. Никто это не оценит. Надо подходить к этому вопросу исключительно финансово и юридически.

А ваша бизнес-репутация пострадала?

— Косвенно — могла. Это очень неприятный репутационный момент. Но партнеры, с которыми я работала тогда и работаю сейчас, остались со мной — они мне доверяют. Сегодня в транспортно-логистической компании «МариМакс» строю команду исходя из деловых качеств каждого, способности честно и открыто вести дела. Сегодня со всей уверенностью могу сказать, что «МариМакс» — это коллектив надежных тружеников, которые отвечают за каждое свое слово и работу. Для меня сегодня эти личные качества — номер один. А еще важно прислушиваться к предпринимательской интуиции.

Любой профессионал силен своим опытом и компетенциями. Я научилась все неприятные моменты превращать в бесценный опыт — прекрасный ресурс для построения собственного успешного бизнеса и помощи другим. Меня уже называют идеальным кандидатом в бизнес-наставники, коучи. Интересная идея, перспективная. Как только «МариМакс» укрепит свои позиции на рынке, я подумаю над своим дальнейшим развитием.   

По просьбе «Делового квартала» Мария Смолянинова составила чек-лист для успешного предпринимателя.

Восемь правил Марии Смоляниновой

1. Прислушиваться к предпринимательской интуиции.

2. Корпоративный договор обязателен, если стартап без учредителей невозможен. 

3. 100% контроль над всеми процессами.

4. Запрет на любые переводы без назначения платежа.

5. Честность, открытость — определяющие личные качества для кандидатов в команду. 

6. С друзьями — дружить, работать — с профессионалами .   

7. Не работать с теми, кому все равно на Вашу репутацию.  

8. Все по-честному: кто наработал долги, тому они и достаются.

Действительно, учреждая бизнес, важно заранее предусмотреть все возможные риски личной ответственности каждого из участников. Именно поэтому так важно на берегу обсудить с будущим партнером все возможные варианты развития событий, в том числе негативные и неблагоприятные для каждой из сторон. Обычно партнеры уклоняются от этих неприятных разговоров, потому что они могут обнажить истинную неготовность нести риски и принимать непопулярные решения.

А что же можно сделать, чтобы минимизировать ответственность?

1) Честно договориться с партнером-участником о зонах ответственности каждого: кто отвечает за продажи, кто — за маркетинг, кто — за оперативную деятельность компании; что произойдет если тот или иной партнер не будет справляться с выделенным ему блоком задач; кто и в каком размере будет вносить деньги на покрытие кассовых разрывов, компенсировать убытки?

Это и многое другое можно описать в партнерских соглашениях, а также впоследствии закрепить в разных корпоративных инструментах путем внесения изменений в текст устава соглашение участников, в корпоративном договоре.

2) Сегодня действует положение ГК, позволяющее назначить несколько директоров в компании. Предельное количество директоров не установлено. При этом тем же уставом может быть закреплено положение о том, что крупные сделки компании могут быть осуществлены, к примеру, только с согласия всех директоров компании. Еще один инструмент — ограничение полномочий директора на заключение тех или иных сделок. Этот инструмент также закладывается в устав общества. Поэтому ограничивающим критерием может быть как цена сделки, так и ее объект (например, отчуждение недвижимости или иных основных средств). Это то малое, что можно предусмотреть заранее, что позволит, если не исключить, то значительно сократить риски возникновения описанных ситуаций.

3) Отдельно следует отметить важность соблюдения всех корпоративных процедур, предусмотренных действующим законодательством. У любого участника общества есть обязанность участвовать в ежегодном общем собрании участников, в также знакомиться со всей отчетностью, включая информацию обо всех крупных сделках общества. Это элементарная корпоративная гигиена — в подтверждение принципа «доверяй, но проверяй». При этом способов понудить директора предоставить всю информацию о деятельности компании за отчетный период — предостаточно.

4) Мне искренне жаль автора, который попал в такую сложную ситуацию. Однако, к сожалению, указанными негативными последствиями дело может не закончиться, поскольку в случае, если действиями директора общество будет доведено до состояния банкротства, у участника в значительной мере также будут присутствовать риски привлечения к субсидиарной ответственности, оценивать размер которой тоже следует заранее.

Управляющий партнер ЮК «Шумская и партнеры» Анна Шумская

 

 

«МариМакс»
Транспортно-логистическая компания

Другие участники сообщества

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.