Развитие банковских партнерств — тренд ближайших 5 лет

Крупные банки, выходя за рамки базовых компетенций и наращивая возможности, расширяют поле деятельности. Так появляются экосистемы и Bank as a service-партнерства. Как это работает и почему это тренд?

Накануне «ДК» опубликовал экспертное мнение руководителя центра технологических инноваций Райффайзенбанка Евгении Овчинниковой о создании экосистем как одном из главных трендов настоящего и ближайшего будущего. Но экосистемы — инструмент ограниченный, сложно тиражируемый и, в общем, нет необходимости создавать их много. Для развития партнерств крупные игроки могут использовать (и уже давно начали это делать) такой инструмент как Bank as a service. Это путь, которым пойдет большинство, считает эксперт Райффайзенбанка.

Bank as a service (BaaS) — это предоставление другим игрокам доступа к банковским системам напрямую через API для разработки на их основе новых услуг. Третьими сторонами могут выступать финтех-компании, маркетплейсы, e-commerce, ИТ-компании, информационные платформы и другие банки.

Банки будут искать «специализации» в развитии BaaS — выбирать те партнерства, которые для них будут наиболее актуальны. Те из банков, которые не смогут самостоятельно реализовать API-интеграции, будут искать внешние решения на рынке, API-хабы, — отметила Евгения Овчинникова.

По прогнозам экспертов банка, к 2025 г. 70% крупнейших российских банков реализуют BaaS-партнерства. Компании, которые прорабатывают BaaS-стратегии, можно разделить на два типа. С одной стороны, это чистые BaaS-провайдеры, среди которых — успешные финтех-стартапы Европы и США, как, например, немецкий solarisBank или американский BankingMobile. С другой — традиционные банки с развитой ИТ-инфраструктурой создают собственные BaaS-платформы, используя возможности новой модели для монетизации существующей инфраструктуры.   

Почти половина (48%) опрошенных Accenture банков считают платформу, работающую на базе API, ключевым компонентом стратегии развития экосистемности. Стратегическое отличие BaaS-модели от экосистемы состоит в долгосрочном подходе к работе с клиентами. Вопрос, на который по-своему отвечает каждый игрок — стоит ли мне ассоциироваться с банком или с набором разных сервисов? Это определяет привычки и паттерны, которые формируются у клиентов. Создавая свою экосистему, банк делает ставку на то, что любые данные клиентов полезны и будут способствовать кросс-продажам. Попадая в экосистему, клиент обычно не осознает, что банк получает о нем не только транзакционные данные. Банки, выбирающие BaaS, считают, что важны в первую очередь данные о финансовой активности. А клиент, попадая на платформу, осознанно выбирает нужный ему финансовый продукт или сервис, — заключила Евгения Овчинникова.

Финансовая индустрия быстро движется в сторону открытых финансовых данных. Развитие открытого банкинга, а следовательно — распространение BaaS-модели, какое-то время сдерживало отсутствие четкого регулирования открытых API. Но сегодня логических причин, по которым банковские продукты и услуги не должны предоставляться как сервис, не осталось, отмечают эксперты.

По информации Райффайзенбанка, Банк России занимается созданием среды открытого банкинга и разработкой механизмов внедрения открытых API: в октябре 2020 г. появились первые стандарты API, соблюдение которых пока носит рекомендательный характер.

Но несмотря на то, что открытый банкинг в России пока невозможен, первые шаги в его сторону уже сделаны, а банки и финансовые компании в поисках альтернативных путей расширения клиентской базы создают технологические партнерства с другими игроками российского рынка и развивают BaaS-проекты. Интеграция в сторонние платформы, интерфейсы и другие виды технологических партнерств становятся для банков хорошей возможностью улучшить продажи собственных продуктов и услуг. Наряду с розничными клиентами драйверами технологических партнерств выступают и корпоративные, —заключила Евгения Овчинникова.

Самое читаемое
  • Генпрокуратура требует изъять бизнес монополиста уральского рынка ЖКХ, выявлена коррупцияГенпрокуратура требует изъять бизнес монополиста уральского рынка ЖКХ, выявлена коррупция
  • Гилана Михайлова: «Протокол – это язык без слов, который неизбежно влияет на репутацию»Гилана Михайлова: «Протокол – это язык без слов, который неизбежно влияет на репутацию»
  • К делу о национализации активов «Корпорации СТС» привлечены более 30 ответчиковК делу о национализации активов «Корпорации СТС» привлечены более 30 ответчиков
  • После инаугурации губернатора Свердловской области будет сформировано новое правительствоПосле инаугурации губернатора Свердловской области будет сформировано новое правительство
  • Производитель Chery заявил о намерении покинуть российский рынокПроизводитель Chery заявил о намерении покинуть российский рынок
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.