В Новосибирске вырос интерес к покупке торговых площадей
Хоть рынок торговой недвижимости не вернулся к докризисному уровню (значения спроса и предложения ниже показателей 2019 г.), но интерес российского бизнеса к покупке торговых помещений с января вырос.
Как уверены эксперты, спрос на торговые площади восстанавливается: к началу декабря текущего года интерес к покупке торговых помещений в России повысился на 8% с января и на 1% по сравнению с прошлмы годом. В то же время спрос на аренду торговых объектов стал выше на 1% и 6% соответственно.
Среди крупных российских городов наиболее заметно увеличилась покупательская активность в Туле — в три раза с начала года и на 72% относительно ноября 2020 г. Арендовать торговые площади с помощью Авито Недвижимости стали гораздо чаще в Красноярске, где количество запросов выросло на 85% с января и на 72% год к году. В Новосибирске интерес к аренде торговых площадей увеличился на 15% за год, а спрос на покупку за год не изменился (зато с января 2021 г. вырос на 22%).
Сегодня рынок торговой недвижимости продолжает трансформироваться и адаптироваться к изменениям в отрасли. Активное развитие онлайн-ритейла и сервисов доставки, массовый переход к удаленной работе, тенденция к сокращению торговой площади, занимаемой одним арендатором, — все это стимулирует рынок меняться и оптимизировать бизнес-процессы. Так, растет потребность в магазинах формата «у дома», в результате чего спрос на торговую недвижимость перераспределяется из деловых центров в спальные районы. Большую популярность набирают торговые помещения в пешей доступности от жилой застройки, в связи с чем некоторые предприниматели принимают решение сменить имеющуюся торговую площадь на проходной или центральной улице на аналогичное помещение в тихом жилом районе, которое за счет высокой транспортной доступности и стабильного трафика будет более рентабельным. В случае смены местоположения торговой точки они часто рассматривают для себя альтернативный вариант — покупку или аренду помещений свободного назначения (ПСН). За последние годы ПСН составили серьезную конкуренцию объектам исключительно торгового назначения, — прокомментировал руководитель направления коммерческой недвижимости Авито Недвижимости Тимур Зайцев.
Как утверждают в Авито, цены и арендные ставки растут: средняя стоимость торговой недвижимости на начало декабря составила 78 361 руб./кв. м в целом по стране, что на 33% выше значений января и на 9% — аналогичных показателей год назад. Арендные ставки на Авито Недвижимости увеличись в среднем на 18% с января и на 16% год к году — до 1 тыс. руб./кв. м.
Самые высокие цены на покупку и аренду в торговых помещений в ноябре 2021 г. — в Москве (386 447 и 3 086 руб./кв. м), Санкт-Петербурге (181 481 и 1,8 тыс. руб./кв. м) и Сочи (170 тыс. и 1 611 руб./кв. м). В Новосибирске средняя стоимость торговых помещений в сегменте купли-продажи составляет 79 612 руб. за кв. м, а аренда обойдется в среднем в 1269 руб. за «квадрат».
Увеличилась и средняя площадь объектов: в среднем по РФ он составил 114 кв. м (+9% к январю 2021 г. и +5% к ноябрю 2020 г.). Средний метраж арендных помещений вырос на 14% и на 7% соответственно (до 75 кв. м). Максимальная средняя площадь — в Томске (169 кв. м), а городом-лидером в сегменте аренды стала Москва (100 кв. м). В Новосибирске средняя площадь объектов на продажу — 122 кв. м, в аренду — 60 кв. м.
Покупателям при наличии соответствующего бюджета зачастую выгоднее приобретать торговые помещения большего метража: их можно зонировать и одновременно сдавать нескольким арендаторам, что дает возможность увеличить среднюю арендную ставку и позволяет диверсифицировать риски — наличие одновременно нескольких арендаторов снижает вероятность убытков. При этом спрос на небольшие площади достаточно высокий, поэтому найти нового арендатора для них не составит больших проблем. В любом случае, чтобы не пропустить интересные предложения, предпринимателям при поиске коммерческих помещений не рекомендуется слишком сильно ограничивать параметр по площади — иногда выгоднее остановиться на объекте чуть большего или меньшего метража, но который оптимально подходит под задачи бизнеса или считается более выигрышным с точки зрения локации, — подытожил Зайцев.