Первая Ельцовка. Часть 3. В застое
В рамках проекта «Место с историей» продолжаем рассказ о том, чем была Средняя Ельцовка — городская локация, где сегодня располагается редакция «Делового квартала».
Часть первая: «Земли маркиза Карабаса»
Часть вторая: «Веревочная слобода»
Со строительством Красного проспекта тесно связана и история новосибирского трамвая. Сам проспект был тупиковым. Еще с начала 1940-х годов трамвай ходил через узенький прокол под железной дорогой на улице Ленской и связывал вокзал с Заельцовкой. За нынешним цирком он сворачивал с улицы Гоголя налево, проходил через главную аллею нынешнего Нарымского сквера, потом, прижав дугу, подныривал в однопутный путепровод (бывший овраг) под Транссибом, потом, мимо Кольцевого Лога, — направо, на Линейную, налево — на Красный проспект и далее — до площади им. Калинина и ДК Кирова. Маршруты № 6 и 7. До середины 1950-х никакого асфальта и мощения по проспекту не было. Был овраг, дорожные колеи, которые размывало во время дождей. А однопутную трамвайную линию проложили по верхней кромке оврага, на месте домов № 81-87.
В 1953 г. по Красному проспекту построили широкий путепровод под железной дорогой, так привычный нам сегодня. Его запланировали еще до войны, но не успели. И вот наконец-то тупик был пробит, и по центральной оси города началось сквозное автомобильное и автобусное движение. Трамвай тоже перенесли вниз, где он и ходил до демонтажа путей в 1977 г. Позднее трамвайные пути и временный трамвайный парк убрали и с нижнего участка улицы Дуси Ковальчук.
Территория вокруг площади им. Калинина — это памятное историческое место Новосибирска. Немного дальше на север еще до революции существовало пехотное стрельбище, окопы сохранились и в Заельцовском бору, а в районе нынешнего ДК «Прогресс» базировались кавалерийские подразделения Красной армии и погранслужбы. А в годы Великой Отечественной войны здесь было размещено несколько крупных предприятий, эвакуированных с западных регионов: электровакуумный завод «Светлана» из Ленинграда (НЭВЗ), завод точной механики №69 из Красногорска (приборостроительный), НИИ №617 с опытным заводом (НПО «Восток»). Армейский район превратился в оборонный.
Размещать привезенное оборудование заводов на новом месте помогали все жители Ельцовки. Прибывающие эшелоны приходили на Сухарку, а оттуда вагоны паровозами прямо по трамвайному пути улицы Дуси Ковальчук подвозили к будущей площади им. Калинина. А бывало, что вагоны приходилось тащить по рельсам и вручную — волоком, на пеньковых канатах. Станки санями перетаскивали к месту установки. Они монтировались на основание, подключались и начинали работу прямо на незавершенном производстве. Стены цехов и крыша возводились уже позже, вокруг
Выгрузка оборудования завода № 69. 1941 г. Рис. Г. Фролов. 1980 г.
Запуск сложнейшего оборудования, в том числе оптического, был произведен в кратчайшие сроки — через три недели после прибытия головного эшелона завод выдал первую партию прицелов. Потребность в оптике была так велика, что продукцию 69 завода ежедневно отправляли специальным транспортным самолетом. 132 190 единиц оптических танковых и артиллерийских прицелов получил фронт из Новосибирска. Шпионская американская оперативная карта 1956 г. испещрена номерами стратегических объектов в этом районе.
Фрагмент схемы г. Новосибирска. 1956 г. (nsk-kraeved.ru)
Именно это место и было выбрано для возведения в 2022 г. мемориальной стелы «Новосибирск — город трудовой доблести».
В 1950-х годах на пересечении двух структурообразующих магистралей началось формирование площади с кольцевой транспортной развязкой. Круглая площадь, диаметром свыше 200 м, застраивалась одинаковыми семиэтажными домами с магазинами на первых этажах. Первые дома были сданы в 1959 г. для работников Министерства радиопромышленности СССР: завода «Экран», Восток», НЭВЗ, а также приборостроительного завода им. Ленина. Проект известного архитектора К. Е. Осипова (в группе с В. А. Добролюбовым, Ф. И. Траутвейном, Г. И. Фадеевым и др.) В канун 40-летия Октябрьской революции, в июле 1957 г., площади было присвоено имя М. И. Калинина.
Периметральную «правильность» застройки нарушило здание проектных организаций, построенное в 1960 г. по проекту московского архитектора В. Жилкина. Оно было отодвинуто от общей линии застройки площади в глубину квартала. Использование каркаса с навесными панелями с образованием внутреннего дворика разбавило архитектурное однообразие площади, добавив ей масштабности и объемности. В противовес ей, напротив, в 1975 г. встала 11-этажная высотная доминанта «Дома-книжки», административно-инженерного корпуса приборостроительного завода. А в пойме Ельцовки все еще выглядело вот так.
Вид на р. 1.я Ельцовка. 1955 г. (nsk-kraeved.ru)
Чтобы сравнить динамику застройки района, снова обратимся к шпионским картам. На аэрофотосъемке 1965 г. мы видим в пойме Ельцовки еще сплошной частный сектор.
Фрагмент аэрофотосъёмки г. Новосибирска. 1965 г. (spymaps.spac)
На зимнем снимке 1979 г. уже широко застроен Кропоткинский жилмассив, Дачная, Линейная, а у нас по-прежнему тишь да гладь.
Фрагмент аэрофотосъёмки г. Новосибирска. 1979 г. (spymaps.spac)
Но тоже уже задумались, стали обсуждать перспективы.
Дом под снос на ул. Ельцовской. 1984 г. Ф. Е. Иванова
Скоро здесь все изменится.
Этот район уже долгие годы комфортный и уютный для проживания. Многие десятилетия поблизости, на улице Дуси Ковальчук, располагались детская поликлиника, аптека, домовая кухня со столовой, булочная, галантерейный магазин и пр. А в 1980-х два крупнейших магазина — Хозмебельторг и Электротовары — объединили в один, под вполне верным названием «Уют». За покупками сюда специально приезжали со всего города. Жители вспоминают, что интерьер магазина был очень необычным, особенно поражала невероятных размеров монстера, которая росла в бассейне прямо посреди магазина.
На Красном проспекте было несколько больших ресторанов: «Садко», «Океан», «Праздничный зал», а в 1970 г. в доме № 85 начал работу гастроном с огромными площадями и механизированной подачей товаров, который многие помнят под именем «Надежда». Он располагался во всю длину этого здания, а автомобили для разгрузки могли заезжать прямо в подвальные помещения.
В начале 1990-х сюда дотянулось метро. Сдача станции «Заельцовская» произошла 2 апреля 1992 г. На торжественном открытии присутствовали мэр Новосибирска Иван Индинок, мэры Москвы и Санкт-Петербурга — Гавриил Попов и Анатолий Собчак.
Открытие станций метро Гагаринская и Заельцовская. 1992. Ф. Д. Аксенов
К концу 1990-х в пойму Ельцовки начало заходить жилое строительство повышенного комфорта. Многоуровневый ЖК «Тихая площадь» известного архитектора Владимира Авксентюка, потом высотные комплексы «Идилия», «Уют», «Радужный». В 2007 г. открыт современный торгово-развлекательный комплекс «Роял парк» и др.
Ну, а дальше все еще хорошо помнят. Новый век открыл месту новые перспективы. Извилистая речка Ельцовка, как змея, затаилась в ложбине. Впереди качественный бросок в будущее.
Научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев