Что нужно онлайн-ритейлу? Мнения экспертов

Специалисты рынка складов и логистики поговорили о том, как меняются условия работы при росте темпов развития электронной торговли.

20 сентября 2018 г. состоялся Бойцовский Клуб Логистов, 21 сентября прошла Конференция Фулфилмент — в рамках этих мероприятий эксперты и участники рынка обсудили актуальные проблемы рынка складов и логистики в условиях активного развития e-commerce, меняющего «правила игры».

С развитием e-commerce в логистику пришло понятие фулфилмент, которое подразумевает весь комплекс операций с момента оформления заказа до его получения покупателем. Услуги по фулфилменту сегодня предоставляют как специализированные фулфилмент-операторы, так и 3PL-операторы.

Что нужно онлайн-ритейлу? Мнения экспертов 1В последние годы онлайн-ритейл является одной из самых обсуждаемых тем на рынке коммерческой недвижимости. Поэтому и на международной выставке СеМАТ 2018 сразу две конференции затрагивали тему фулфилмента для интернет-магазинов. Этот рынок активно развивается, появляются новые игроки, новые стандарты. Какие сервисы действительно востребованы сейчас, и кто может предоставить клиентам лучшие условия — это те вопросы, от ответов на которые зависит будущее данного направления, — отметил управляющий партнер Skladium Александр Перфильев.

 

Что нужно онлайн-ритейлу? Мнения экспертов 2Сейчас департаменты по фулфилменту появились во многих компаниях, специализирующихся на 3PL. Исполнительный директор Express RMS Константин Якунин считает, что фулфилмент- и 3PL-операторы могут успешно разделять компетенции, так как у первых больше опыта работы в этой сфере, а у вторых больше ресурсов.

 

 

 

 

3PL-операторы подключились, когда рынок уже был сформирован. Поэтому фулфилмент-операторы лучше интегрированы в этот сегмент, — сказал он.

В части оснащенности для онлайн-ритейла с ним соглашается директор по развитию бизнеса Fresh Logic Дмитрий Попов:

Что нужно онлайн-ритейлу? Мнения экспертов 3Однако сейчас доля онлайна в рынке логистики очень мала. Для 3PL-операторов она составляет не более 10%. Вероятно, они смогут перестроиться быстрее, чем фулфилмент-операторы нарастить такой объем, какой сейчас имеют 3PL-операторы.

Эксперт предполагает, что всех операторов ждут незавидные перспективы в связи с укрупнением ключевых игроков и их наращиванием собственных компетенций в сфере логистики. Здесь видится столкновение двух актуальных трендов: с одной стороны рост популярности аутсорсинга как следствие перехода к шэринговой модели потребления, с другой количественное сжатие рынка, происходящее в ритейле за счет слияний и поглощений.

Тренд на самостоятельное обслуживание ритейлерами своих логистических цепочек подтверждает директор по логистике Decathlon Александр Шульц. Сейчас компания занимается автоматизацией процессов. Реализуется OMNI-канальная модель без разделения хранения товаров для онлайн- и офлайн-магазина.  

Что нужно онлайн-ритейлу? Мнения экспертов 4Для нас, главное — это человек. Мы не позволяем нашим сотрудникам совершать физически тяжелых операций, для этого используем подрядчиков. А, с точки зрения интернета, мы все делаем сами, кроме транспорта, — отметил специалист.

Таким образом, для крупных представителей ритейла актуальна передача на аутсорсинг только некоторых операций, а не всей цепи поставок. Отчасти это связано с уникальностью требований для каждой конкретной компании.

Если бы мы были онлайн-ритейлером, у нас уже был бы полностью автоматизированный склад. При OMNI-канальной модели это не является целесообразным, — рассказал Александр Шульц.  

Что касается развития сервисных компаний, есть несколько факторов, мешающих внедрять технологии на складах 3PL- и фулфилмент-операторов, считают специалисты. Руководитель направления e-commerce компании Itella Россия Дмитрий Лобанов уверен, что автоматизация это долгие инвестиции, «а клиенты не идут на контракты даже на 5-10 лет»:

Что нужно онлайн-ритейлу? Мнения экспертов 5Если вкладываться в роботизацию при годовом контракте, тарифы улетят в космос. Другая проблема: сейчас наш рынок — это рынок клиента, и когда крупный ритейлер приходит к оператору, он предлагает ставки ниже рыночных, потому что выбор у него есть. В итоге основная масса работ у нас осуществляется за счет физической силы. Есть система WMS, есть на одном складе автоматизированная сортировка, но это все.

На самом деле, есть полностью или частично автоматизированные склады и в России, примеров довольно много. Это и «Твой Дом», и OZON, и LaModa, — напомнил Александр Шульц.  

 

Компании, которые вкладывают собственные деньги в собственные операции, могут себе это позволить. Операторы — это сервисные компании, собственных операций у них нет, поэтому экономика другая, — возразил Дмитрий Лобанов.  

О своем опыте вспомнил и заместитель управляющего директора по операционной деятельности LaModa Никита Киселев:

Что нужно онлайн-ритейлу? Мнения экспертов 6Когда мы начинали строить и автоматизировать свой склад, мы понимали, что существующей инфраструктуры точно не хватает, и она не обеспечит тот уровень сервиса, который нам нужен, — Сейчас уже мы оказываем услуги по фулфилменту для фэшн-сегмента и начинаем проект второго фулфилмент-центра площадью около 100 000 кв. м в Московском регионе.

На примере LaModa видно, как расширяется рынок фулфилмента за счет пополнения компаниями из смежных сфер, а с расширением рынка растет конкуренция. 

Ведущие онлайн-ритейлеры теперь являются не только клиентами для логистических операторов, но могут быть и их конкурентами. Для крупного ритейла услуги фулфилмент и 3PL актуальны при выходе в новые регионы, а локальным игрокам сотрудничество с операторами помогает сократить трудозатраты на логистику, сосредоточившись в процессе роста на вопросах торговли. Несмотря на то, что фулфилмент появился на российском рынке уже почти 10 лет назад, это направление все еще можно назвать развивающимся и перспективным. И остается под вопросом, кто станет лидером в этом сегменте — специализированные операторы, 3PL-операторы или, может быть, ключевые позиции скоро займут сами онлайн-ритейлеры, — заметил Александр Перфильев.  

Объем рынка онлайн-ритейла в 2018 г., по прогнозам Morgan Stanley, должен составить почти 1,3 трлн руб. Объем рынка фулфилмента оценивается сегодня более чем в 13 млрд руб. Несмотря на техническую сложность фулфилмента, связанную со штучной обработкой товара, возвратную логистику и особенности финансовых расчетов, сегмент демонстрирует год от года уверенный рост, и он будет продолжаться, пока идет развитие онлайн-ритейла. Однако для того чтобы соответствовать современным требованиям и оставаться конкурентоспособным, оператору нужно серьезно вкладываться в повышение эффективности процессов как с точки зрения точности обработки, так и с точки зрения ее скорости, и здесь краеугольным камнем может стать наличие ресурсов, уверены эксперты.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.