Что нужно онлайн-ритейлу? Мнения экспертов

Специалисты рынка складов и логистики поговорили о том, как меняются условия работы при росте темпов развития электронной торговли.

20 сентября 2018 г. состоялся Бойцовский Клуб Логистов, 21 сентября прошла Конференция Фулфилмент — в рамках этих мероприятий эксперты и участники рынка обсудили актуальные проблемы рынка складов и логистики в условиях активного развития e-commerce, меняющего «правила игры».

С развитием e-commerce в логистику пришло понятие фулфилмент, которое подразумевает весь комплекс операций с момента оформления заказа до его получения покупателем. Услуги по фулфилменту сегодня предоставляют как специализированные фулфилмент-операторы, так и 3PL-операторы.

Что нужно онлайн-ритейлу? Мнения экспертов 1В последние годы онлайн-ритейл является одной из самых обсуждаемых тем на рынке коммерческой недвижимости. Поэтому и на международной выставке СеМАТ 2018 сразу две конференции затрагивали тему фулфилмента для интернет-магазинов. Этот рынок активно развивается, появляются новые игроки, новые стандарты. Какие сервисы действительно востребованы сейчас, и кто может предоставить клиентам лучшие условия — это те вопросы, от ответов на которые зависит будущее данного направления, — отметил управляющий партнер Skladium Александр Перфильев.

 

Что нужно онлайн-ритейлу? Мнения экспертов 2Сейчас департаменты по фулфилменту появились во многих компаниях, специализирующихся на 3PL. Исполнительный директор Express RMS Константин Якунин считает, что фулфилмент- и 3PL-операторы могут успешно разделять компетенции, так как у первых больше опыта работы в этой сфере, а у вторых больше ресурсов.

 

 

 

 

3PL-операторы подключились, когда рынок уже был сформирован. Поэтому фулфилмент-операторы лучше интегрированы в этот сегмент, — сказал он.

В части оснащенности для онлайн-ритейла с ним соглашается директор по развитию бизнеса Fresh Logic Дмитрий Попов:

Что нужно онлайн-ритейлу? Мнения экспертов 3Однако сейчас доля онлайна в рынке логистики очень мала. Для 3PL-операторов она составляет не более 10%. Вероятно, они смогут перестроиться быстрее, чем фулфилмент-операторы нарастить такой объем, какой сейчас имеют 3PL-операторы.

Эксперт предполагает, что всех операторов ждут незавидные перспективы в связи с укрупнением ключевых игроков и их наращиванием собственных компетенций в сфере логистики. Здесь видится столкновение двух актуальных трендов: с одной стороны рост популярности аутсорсинга как следствие перехода к шэринговой модели потребления, с другой количественное сжатие рынка, происходящее в ритейле за счет слияний и поглощений.

Тренд на самостоятельное обслуживание ритейлерами своих логистических цепочек подтверждает директор по логистике Decathlon Александр Шульц. Сейчас компания занимается автоматизацией процессов. Реализуется OMNI-канальная модель без разделения хранения товаров для онлайн- и офлайн-магазина.  

Что нужно онлайн-ритейлу? Мнения экспертов 4Для нас, главное — это человек. Мы не позволяем нашим сотрудникам совершать физически тяжелых операций, для этого используем подрядчиков. А, с точки зрения интернета, мы все делаем сами, кроме транспорта, — отметил специалист.

Таким образом, для крупных представителей ритейла актуальна передача на аутсорсинг только некоторых операций, а не всей цепи поставок. Отчасти это связано с уникальностью требований для каждой конкретной компании.

Если бы мы были онлайн-ритейлером, у нас уже был бы полностью автоматизированный склад. При OMNI-канальной модели это не является целесообразным, — рассказал Александр Шульц.  

Что касается развития сервисных компаний, есть несколько факторов, мешающих внедрять технологии на складах 3PL- и фулфилмент-операторов, считают специалисты. Руководитель направления e-commerce компании Itella Россия Дмитрий Лобанов уверен, что автоматизация это долгие инвестиции, «а клиенты не идут на контракты даже на 5-10 лет»:

Что нужно онлайн-ритейлу? Мнения экспертов 5Если вкладываться в роботизацию при годовом контракте, тарифы улетят в космос. Другая проблема: сейчас наш рынок — это рынок клиента, и когда крупный ритейлер приходит к оператору, он предлагает ставки ниже рыночных, потому что выбор у него есть. В итоге основная масса работ у нас осуществляется за счет физической силы. Есть система WMS, есть на одном складе автоматизированная сортировка, но это все.

На самом деле, есть полностью или частично автоматизированные склады и в России, примеров довольно много. Это и «Твой Дом», и OZON, и LaModa, — напомнил Александр Шульц.  

 

Компании, которые вкладывают собственные деньги в собственные операции, могут себе это позволить. Операторы — это сервисные компании, собственных операций у них нет, поэтому экономика другая, — возразил Дмитрий Лобанов.  

О своем опыте вспомнил и заместитель управляющего директора по операционной деятельности LaModa Никита Киселев:

Что нужно онлайн-ритейлу? Мнения экспертов 6Когда мы начинали строить и автоматизировать свой склад, мы понимали, что существующей инфраструктуры точно не хватает, и она не обеспечит тот уровень сервиса, который нам нужен, — Сейчас уже мы оказываем услуги по фулфилменту для фэшн-сегмента и начинаем проект второго фулфилмент-центра площадью около 100 000 кв. м в Московском регионе.

На примере LaModa видно, как расширяется рынок фулфилмента за счет пополнения компаниями из смежных сфер, а с расширением рынка растет конкуренция. 

Ведущие онлайн-ритейлеры теперь являются не только клиентами для логистических операторов, но могут быть и их конкурентами. Для крупного ритейла услуги фулфилмент и 3PL актуальны при выходе в новые регионы, а локальным игрокам сотрудничество с операторами помогает сократить трудозатраты на логистику, сосредоточившись в процессе роста на вопросах торговли. Несмотря на то, что фулфилмент появился на российском рынке уже почти 10 лет назад, это направление все еще можно назвать развивающимся и перспективным. И остается под вопросом, кто станет лидером в этом сегменте — специализированные операторы, 3PL-операторы или, может быть, ключевые позиции скоро займут сами онлайн-ритейлеры, — заметил Александр Перфильев.  

Объем рынка онлайн-ритейла в 2018 г., по прогнозам Morgan Stanley, должен составить почти 1,3 трлн руб. Объем рынка фулфилмента оценивается сегодня более чем в 13 млрд руб. Несмотря на техническую сложность фулфилмента, связанную со штучной обработкой товара, возвратную логистику и особенности финансовых расчетов, сегмент демонстрирует год от года уверенный рост, и он будет продолжаться, пока идет развитие онлайн-ритейла. Однако для того чтобы соответствовать современным требованиям и оставаться конкурентоспособным, оператору нужно серьезно вкладываться в повышение эффективности процессов как с точки зрения точности обработки, так и с точки зрения ее скорости, и здесь краеугольным камнем может стать наличие ресурсов, уверены эксперты.

Самое читаемое
  • Наталья Зубаревич: «Передел собственности — главный риск для крупного бизнеса»Наталья Зубаревич: «Передел собственности — главный риск для крупного бизнеса»
  • «Екатеринбургу пора дать больше самостоятельности»: что думают о городе власти и бизнес«Екатеринбургу пора дать больше самостоятельности»: что думают о городе власти и бизнес
  • Новое деревообрабатывающее производство построят в Свердловской областиНовое деревообрабатывающее производство построят в Свердловской области
  • В Екатеринбурге наградили 12 местных компаний, за них проголосовали жителиВ Екатеринбурге наградили 12 местных компаний, за них проголосовали жители
  • Доля бедных растет: 31% россиян экономит на едеДоля бедных растет: 31% россиян экономит на еде
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.