Чтобы компания стала «бирюзовой», руководитель должен стать «коралловым»

Новосибирский консультант — о том, как и зачем строить «бирюзовую компанию», а также — что это значит и имеет ли эта схема смысл.

Директор компании «Центр Решений» Сергей Голубицкий

Чтобы компания стала «бирюзовой», руководитель должен стать «коралловым»  1В последнее время особенно популярной становится тема так называемых «бирюзовых компаний». Об этом я постоянно слышу на многих конференциях, некоторые мероприятия даже посвящают этой теме отдельные сессии, а некоторые руководители компаний на полном серьезе утверждают, что стали «бирюзовыми». В своей маленькой статье из раздела «Все просто» я хочу высказать свое мнение по данному вопросу, и как, на мой взгляд, действительно преуспеть в направлении создания бирюзовой организации.

Термин «Бирюзовая компания» популяризирует и использует в своей книге Фредерик Лалу «Открывая организации будущего», где он достаточно подробно описывает различные формы управления организациями, используя термины цветовой принадлежности или классовости. Книга достаточно интересная (рекомендую хотя бы к краткому ознакомлению), хотя, на мой взгляд, затянута историческими рассуждениями и ненужными заумностями.

В статье я не буду заниматься обсуждением принципов бирюзовых организаций. Я хочу порассуждать только об узкой части — отношение руководства/собственников компании к «бирюзовости» своих организаций.

Как я уже написал выше, некоторые наиболее продвинутые руководители стали использовать в своем лексиконе фразу: «Мы бирюзовая организация». Кто-то из них -прочитав книгу Лалу, а кто-то — наслушавшись своих коллег-руководителей (или консультантов), которые гонятся за этой модой. Главная ошибка руководителя при любых изменениях — это сказать всем: «Теперь у нас новые правила».

Вне зависимости от того, с каким желанием руководитель жаждет перемен, он обязан понимать, что они должны быть приняты сотрудниками, и на это требуется время. Итак, на мой взгляд три простых правила изменений (переход к «бирюзовости») компании:

  1. Чтобы компания стала «бирюзовой», руководитель должен стать «коралловым». Именно руководитель должен быть основным проводником изменений. В первую очередь — для своих непосредственных подчиненных, а те — для своих и так далее. При отрешенности руководителя или при желании только на словах никаких изменений не произойдет. Руководитель не просто должен переболеть «бирюзовостью», он должен впасть «в кому» и «возродиться» коралловым, готовым к изменениям своей компании.
  2. Стать наставником. Привычная нам всем иерархическая структура в бирюзовых организациях сменяется на самоуправляемость. Теперь вы как высший управленец не можете сказать подчиненным, что нужно делать. Формально ваши подчиненные находятся теперь на одной с вами ступени, и чтобы мотивировать сотрудника выполнять свою роль (этот термин используется в бирюзовых организациях) вам придется применять несколько другие способы. Решения принимаются коллегиально, без жесткой иерархии и подчиненности.
  3. Проводить изменения эволюционно. «Революция» нужна только при кризисном управлении. При этом быть готовым, что некоторые сотрудники не примут данные правила и покинут компанию. Для нового нанимаемого персонала должна прививаться новая культура. Т.е. руководителю придется с течением определенного времени фактически обновить часть своей компании. Возможно, уйдут и те сотрудники, которых вы считали лучшими при «старой» модели управления.

Мое личное мнение: построить бирюзовую компанию на 100% невозможно. Лалу задал нам горизонт, к которому можно стремиться, но достигнуть его невозможно. Но уже это стремление в трансформации позволит многим компаниям существенно преобразиться. И слова некоторых собственников (есть даже лично знакомые), что они построили бирюзовую организацию, я воспринимаю как некое бахвальство и самообман. Конечно, возможно, какие-то «оттенки бирюзовости» в этих организациях присутствуют …

Трансформировать свою организацию в сторону бирюзовости или оставить все как есть — это выбор каждого руководителя. Я же рекомендую не торопиться и не гнаться бездумно за очередным модным трендом. Если суждено вашей компании стать с определенным «бирюзовым оттенком» — она ей станет, но начаться все должно с руководителя/собственника ...

Удачи вашему бизнесу!

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
  • Какая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономикеКакая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономике
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.