Новосибирская бизнес-тренер: «Для меня неуверенность в себе перестала быть стоп-фактором»

«Неуверенность в себе делится на два типа: базовый и функциональный. И работать с ними нужно разными способами», – бизнес-тренер о том, что такое неуверенность, зачем она нужна, и как с ней бороться.

Для того чтобы начать что-то новое или просто на что-то решиться, необходимо достаточное количество ресурсов – как внешних, так и внутренних. Один из таких ресурсов – это уверенность в себе. Многие клиенты, приходя на сессии, говорят о том, что не хватает именно ее, и если бы ее было больше, то уже давно все в жизни было бы по-другому.

Кто-то пытается накопить ее, как денежные сбережения, и потом начать действовать. Безусловно, финансовая часть вопроса в новом деле очень важна, но, как показывает практика, моя и не только, сбережения могут закончиться раньше, чем появится стабильный результат. И тогда уверенность опять резко идет на спад, а вместе с ней – и результаты того, что ты делаешь.

Когда-то мне казалось, что быть неуверенным – это плохо, это верный признак неудачи. Перед глазами вставали примеры тех, кто позиционировал себя как уверенный: говорил громко, пусть даже не к месту, делал непонятно что и непонятно зачем, но тоже очень браво… Сейчас понимаю, что за этой бравадой сидела еще бОльшая, чем у меня, неуверенность.

Позже, когда работала в агентстве, и сейчас, когда консультирую, слышала и слышу много разных историй, и прекрасно понимаю, что даже самые успешные люди, состоявшиеся, реализованные, в ситуации изменений тоже теряют уверенность в себе. И точно так же замедляются в движении, как большинство из нас, простых смертных.

Поэтому для меня неуверенность в себе перестала быть фактором, останавливающим меня от чего-то: с ней можно работать, а, самое главное, с ней можно жить и успешно делать то, что ты хочешь. И чудо случилось, когда я просто приняла ее в себе как одну из своих частей, и научилась получать от нее пользу. Потому что неуверенность в себе несет много полезной информации, которую нужно уметь понимать.

Некоторое время назад я начала условно делить неуверенность в себе на два типа.

Первый, как я его называю, – базовый, который идет корнями в детство, в наши установки, ограничения, личный накопленный опыт, и который начинает мешать любому движению вперед по типу: «Я как вспомню…»

Второй – функциональный. Когда ты начинаешь что-то новое, и у тебя еще нет точек опоры, на которые можно опираться в своем начинании, кроме себя самого. Нет людей в твоем окружении, которые тебя поддержат, нет навыков, необходимых для новой деятельности, нет результатов, которые ты можешь представить своим клиентам, партнерам, работодателям.

Конечно же, эти виды неуверенности существуют не в отрыве друг от друга: второй тип все-таки имеет свои корни в первом, просто в разные моменты неуверенность проявляется по-разному.

Почему начала их делить? Потому что работать с ними нужно разными способами.

В первом случае, когда неуверенность сопровождается словами: «Ну кто я такой/такая, чтобы…?», «У меня не получится», «Я не смогу один/одна» и т.п., когда реальные примеры прошлых или текущих достижений не действуют, а состояние настолько сильно довлеет над человеком, что просто не дает сделать вперед ни одного шага, нужно работать с состоянием. Освобождаться от того мусора, который сидит в голове. Техник по работе с установками и ограничениями, переосмыслением прошлого опыта много, можно воспользоваться любым, тем, который больше всего понравится и будет лично вам приносить результат. Есть тренинги на эту тему и отдельные упражнения – все они дают свой положительный результат, и им стоит уделять внимание.

Во втором случае, когда неуверенность носит функциональный характер, и выражается словами: «Я не знаю, как продавать», «Я не знаю, кому это нужно», «Я не умею…», «Я не уверен, что это будет пользоваться спросом», «Я не уверен в качестве продукта» и т.п., она отлично «лечится» более тщательным анализом ситуации, обучением или созданием какой-то технологии или продукта, прописыванием решений для каких-то ситуаций. Например, «если клиент спросит вот это, то что я ему отвечу»? И вы описываете все возможные вопросы и ответы для данной целевой аудитории. Собираете и анализируете кейсы, которые случаются.  На основе этого анализа рождаются инструменты и методики, которые становятся вашими новыми точками опоры, позволяют становиться уверенным в себе и в том, что вы умеете, что ваш продукт нужен, а вы становитесь профессионалом в какой-то определенной сфере.

Несложно заметить – что в первом, что во втором случае – лучшим лекарством от неуверенности выступает действие. Пусть маленькое, но действие. Потому что именно действия в итоге выливаются в результаты, которые очень сильно питают нашу уверенность в себе. Наши результаты – это как точки опоры, которые помогают нам идти вперед, браться за более сложные задачи и быть уверенными в том, что мы можем с ними справиться.

Причем здесь важно понимать: что результаты, которые мы получаем в одной сфере, могут нас точно так же подпитывать в другой. Вспоминаю слова очень успешной женщины, сделавшей отличную карьеру, когда она получила первую серьезную должность в своей компании, на мой вопрос: «Не страшно ли? И что дает уверенности?» Она ответила: «Конечно, страшно. Но я вспоминаю, как я выстраивала отношения в семье, и довольна этим результатом, и понимаю, что точно так же могу и буду выстраивать отношения в своем департаменте».

Бизнес-тренер Светлана Войтенко

Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Иран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с РоссиейИран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с Россией
  • Wildberries собирается продавать квартиры на своей площадкеWildberries собирается продавать квартиры на своей площадке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.