Обзор ДК: Поставщики и установщики климатической техники

ЭкспертыКирилл Бендерскийдиректор департамента продаж компании «Совплим-Холдинг»Павел Лавруховпродукт-менеджер по системам кондиционирования и вентиляции компании «НЭТА»Константин Милосердовменедже

Бум на рынке строительства офисных и торговых зданий привел к увеличению спроса на системы кондиционирования и вентиляции. Застройщики оснащают новые здания все более сложными климатическими системами. Розничные продажи кондиционеров тоже возрастают. Но в этом сегменте рынка спрос сильно зависит от того, насколько жарким будет лето.

Эксперты
Кирилл Бендерский
директор департамента продаж компании «Совплим-Холдинг»
Павел Лаврухов
продукт-менеджер по системам кондиционирования и вентиляции компании «НЭТА»
Константин Милосердов
менеджер по закупкам крупной бытовой техники торговой сети «Сибвез»
Андрей Мякишев
продукт-менеджер по системам мультизонального и прецизионного кондиционирования компании «НЭТА»
Никита Некипелов
менеджер по развитию компании «Трансервис»
Тарас Паламарчук
исполнительный директор компании «Кей Си Групп»
Петр Почаевский
продукт-менеджер по VRF-системам компании «Русклимат»
Егор Феофанов
заместитель директора по производству компании «Райвл»

Как влияет на рынок климатической техники строительный бум? Какими темпами растут продажи кондиционеров?
На какие ценовые категории подразделяются кондиционеры?

Единого мнения о том, сколько компаний занимаются продажей и установкой кондиционеров в Новосибирске, у участников рынка нет. «Русклимат» насчитал 200 игроков. Исполнительный директор компании «Кей Си Групп» Тарас Паламарчук полагает, что на этом рынке работают более ста компаний. Он оговаривается, что так много игроков только летом, когда спрос на кондиционеры максимальный, а зимой число операторов сокращается в три раза. По мнению начальника отдела продаж «Совплим-Холдинга» Кирилла Бендерского, даже летом круг игроков уже – около 80 компаний. А продукт-менеджер по системам кондиционирования и вентиляции компании «НЭТА»Павел Лаврухов считает, что только продажей и установкой бытовых кондиционеров (см. детали) в городе занимаются около 100 фирм.

Паламарчук к крупнейшим игрокам городского рынка климатехники относит «Райвл-климат», «НЭТу», «Петроспек-Сибирь», «Совплим-Холдинг»; Бендерский – «НЭТу», «Райвл-климат», «Венткомплекс» и «Совплим-Холдинг». К крупным Бендерский причисляет компании, у которых не только большой оборот, но и опыт самостоятельной разработки проектов систем кондиционирования, поставок и монтажа сложных климатических систем. Лаврухов выделил наиболее крупные компании из тех, что занимаются бытовыми кондиционерами: «НЭТА», «Райвл-климат», «Петроспек-Сибирь», «Лот-комфорт», «Софт Климат», «Климатика».

В 2006 г. по сравнению с 2005 г. новосибирский рынок климатехники вырос, по разным оценкам, на 20-30%. «В 2007 г. рост будет более существенным, возможно, двукратным», – прогнозирует заместитель директора по производству компании «Райвл» Егор Феофанов. Такие темпы может обеспечить ввод в эксплуатацию большого числа офисных и торговых зданий – все чаще девелоперы предпочитают оснащать объекты климатическими системами на стадии строительства.

Основные покупатели климатической техники – корпоративные клиенты

Тарас Паламарчук считает, что в Новосибирске примерно 80% продаж климатехники приходится на корпоративный сектор (по мнению Бендерского, – 55-60%).

Увеличение спроса в корпоративном секторе Лаврухов связывает с ростом объемов строительства офисных зданий. Паламарчук причины повышения спроса на полупромышленные кондиционеры видит не только в увеличении объемов строительства, но и в усилении конкуренции бизнес-центров и, как следствие, ужесточении требований арендаторов к микроклимату помещений. У «Кей Си Групп» на новостройки приходится около 80% из общего количества установок климатической техники, рассказывает Паламарчук.

В секторе бытовых кондиционеров объемы продаж, по мнению Бендерского, сильно зависят от погоды: «Чем жарче лето, тем продажи больше. В этом сегменте бизнес сезонный. Объемы продаж в летние и зимние месяцы в целом по городу отличаются очень сильно. В сегменте же сложных климатических систем сезонность намного слабее».

В новых зданиях устанавливаются, как правило, уже не бытовые, а полупромышленные и промышленные системы кондиционирования, в которых один наружный блок обслуживает большое количество внутренних. «Преимуществ у таких систем очень много. Одно из них – не загромождается фасад здания», – объясняет Бендерский. Он говорит, что наиболее удобно «встраивать» современные климатические системы в инженерные системы здания на стадии проектирования. Петр Почаевский, продукт-менеджер по VRF-системам компании «Русклимат», говорит, что спрос на сплит-системы со стороны корпоративных заказчиков постепенно уменьшается: «Этот рынок начинает насыщаться. Сейчас у таких заказчиков преобладает спрос на комплексные климатические решения».

Феофанов говорит, что в офисные помещения высокого класса, современные медицинские учреждения, рестораны, кинотеатры устанавливаются малошумные системы вентиляции, обеспечивающие высокую очистку воздуха, поддержание температуры, влажности, позволяющие регулировать, в зависимости от времени суток, производительность. По его наблюдениям, собственники зданий заказывают более дорогое и технологически сложное оборудование, нежели арендаторы. «Оснащение здания мультизональной системой кондиционирования стоит больше, чем установка в каждом из его помещений отдельной сплит-системы. Тем не менее продажи мультизональных систем и их доля в общем объеме продаж растут», – говорит продукт-менеджер по системам мультизонального и прецизионного кондиционирования компании «НЭТА»
Андрей Мякишев.

«Чем выше класс бизнес-центра, тем более жесткие требования к нему предъявляются по оборудованию системами кондиционирования и вентиляции. В бизнес-центрах класса А такое оборудование должно поддерживать температуру на уровне 23°С плюс-минус 1-2°С. Обязательное условие – возможность регулировать температуру отдельно в каждом кабинете. Кроме того, должно обеспечиваться круглосуточное охлаждение помещений, в которых находятся серверы, а воздухообмен поддерживаться на уровне 60 куб. м в час на каждые 10 кв. м площади», – рассказывает Никита Некипелов, менеджер по развитию компании «Трансервис» (владеет бизнес-центром на Ленина, 12, сейчас достраивает центр «Гринвич»). Система вентиляции и кондиционирования в «Гринвиче» не центральная, а поэтажная. В «Трансервисе» считают, что это позволит более оперативно регулировать параметры ее работы в зависимости от времени суток и погоды. Зачастую даже новые торговые и офисные центры сдаются в эксплуатацию без систем центрального кондиционирования, подтверждает Бендерский: «Редкий пример комплексного инжиниринга – бизнес-центр «Росевроплаза». На крыше здания установлены большие наружные блоки, скомпонованные из нескольких модулей. Их холодопроизводительность – более
2 МВт».

При выборе компании-поставщика климатической техники застройщики все чаще прибегают к тендерам. Причем, например, по бизнес-центру «Росевроплаза», рассказывает Бендерский, тендеров проводилось два: отдельно на проектирование и на монтаж системы кондиционирования. Некипелов говорит, что в 2006 г. «Трансервис» провел тендер на выполнение работ по проектированию, поставке, монтажу и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования в строящемся «Гринвиче». По словам Некипелова, «Трансервис» специально провел тендер именно на комплекс работ, чтобы исключить возможный конфликт интересов между монтажной организацией и проектировщиком: «Когда подрядчик один, с него проще спрашивать». Компания не раскрывает затраты на систему кондиционирования и вентиляции в «Гринвиче».

Спрос на бытовые кондиционеры растет

Менеджер по закупкам крупной бытовой техники торговой сети «Сибвез» Константин Милосердов говорит, что спрос на бытовые кондиционеры сильно зависит от погоды: «Прошлое лето было очень жарким – спрос на кондиционеры резко возрос». По сведениям Павла Лаврухова, в 2006 г. в Новосибирске было продано около 15 тыс. сплит-систем, что на 15-20% больше, чем в 2005 г.

Лаврухов считает, что это объясняется увеличением покупательной способности населения и ростом объемов строительства жилья, прежде всего в элитном секторе: «Повышаются требования людей к комфорту жилья». «В городе появляется много новых домов, в которых владельцы квартир сразу устанавливают кондиционеры», – вторит Милосердов. Егор Феофанов полагает, что стимул к более широкому использованию климатической техники дала установка пластиковых окон: «Герметичные окна и двери позволяют лучше сохранить тепло, но в тоже время их применение приносит и отрицательные последствия – прекращение воздухообмена, повышение влажности, обеднение содержания кислорода».

Среди покупателей кондиционеров в рознице, по наблюдениям Милосердова, не только физические лица, но и небольшие компании, которым такая техника нужна в офис или в маленький магазин.

По словам Милосердова, стоимость бытовых кондиционеров составляет от 7,9 до 78 тыс. руб. При одинаковой мощности цена кондиционера может отличаться более чем в два раза. Так влияет на нее престижность той или иной марки. Дороже всего японские кондиционеры, в средней ценовой группе в основном корейские, в нижней – китайские. Паламарчук говорит, что в пересчете на кв. м помещения климатические системы первого класса стоят примерно 2000 руб., второго класса – около 1300 руб., третьего – примерно 800 руб. По словам Егора Феофанова, по стоимости с учетом затрат на монтаж системы кондиционирования делятся на три ценовых категории в пересчете на 1 кВт: верхняя – $550-600, средняя – $450-550, нижняя – $400-450. Именно на дешевые модели в жаркую погоду спрос резко возрастает. «В сегменте дорогих кондиционеров спрос менее подвержен колебаниям», – отмечает Мякишев. «Доля японской техники стабилизировалась на уровне 41-47% от общего объема продаж», – добавляет Паламарчук.

Благодаря развитию кредитования кондиционер становится все более доступной техникой и в бытовом сегменте, считает Феофанов: «С учетом затрат на установку самые дешевые модели кондиционеров можно приобрести примерно за 18 тыс. руб.».

Массовая установка кондиционеров в городе началась в 1998-1999 гг., вспоминает Егор Феофанов: «Средний срок службы бытового кондиционера – 8-10 лет. Соответственно, к 2009 г. можно ожидать всплеск заказов на замену техники «первой волны». Думаю, менять будут на более совершенную технику. Во-первых, это как с автомобилями – никто не пересаживается с «Москвича» на «Москвич», а во-вторых, покупка нового кондиционера не намного дороже замены износившихся деталей в старом».

детали
Какие бывают кондиционеры
Бытовые. К ним относится оборудование мощностью до 5 кВт. Обеспечивают кондиционирование помещений площадью максимум 50 кв. м. Используются в квартирах и небольших офисных и торговых помещениях. Подразделяются на оконные, мобильные и сплит-системы (компрессор монтируется снаружи здания). В помещениях со средней тепловой нагрузкой (например, в квартирах) мощности в 1 кВт достаточно для кондиционирования 10 кв. м площади.
Полупромышленные. Мощность – 5-60 кВт.
Промышленные. Мощность от 60 кВт до 5000 кВт. Позволяют организовать централизованное кондиционирование здания. Подразделяются на мультизональные системы (один наружный блок – несколько внутренних), системы чиллер-фэнкойл (чиллер – холодильная машина, фэнкойл – аналог внутреннего блока сплит-системы).
Источник: «НЭТА»

статистика
Почти 60% рынка занимают бытовые кондиционеры
Структура российского рынка кондиционеров в 2006 г.

Настенные сплит-системы мощностью менее 5 кВт
[58,9%]
Оконные кондиционеры
[17,7%]
Настенные сплит-ситстемы мощностью более 5 кВт
[10,2%]
Ductless PAC
[6%]
Мобильные кондиционеры
[3%]
Duct PAC
[2,7%]
Мультисплит-системы
[1,5%]

Самое читаемое
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?
  • В Екатеринбурге запустили первое в России производство тактических спортивных перчатокВ Екатеринбурге запустили первое в России производство тактических спортивных перчаток
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.