Обзор: Сотовые операторы

эксперты Сергей Андрияшкин pr-менеджер «TELE2 Россия» Надежда Захарова пресс-секретарь ГК «Диксис» Вячеслав Касымов начальник отдела маркетинга филиала МТС «Макрорегион «Сибирь» Евгения Мамон

Абоненты сотовых операторов стали более разговорчивыми и менее экономными. Чтобы улучшить качество связи, операторы продолжают развивать GSM-сети. «Большая тройка» на этом не останавливается и планирует строить сети 3G.

эксперты
Сергей Андрияшкин
pr-менеджер «TELE2 Россия»
Надежда Захарова
пресс-секретарь ГК «Диксис»
Вячеслав Касымов
начальник отдела маркетинга филиала МТС «Макрорегион «Сибирь»
Евгения Мамонтова
коммерческий директор новосибирского филиала «Вымпелком»
Муслим Мухамедияров
заместитель генерального директора — коммерческий директор «МегаФон-Сибирь»
Антон Погребинский
старший аналитик компании ACM-Consulting

По сведениям МТС, к началу 2008 г. проникновение сотовой связи в Новосибирской области достигло 128%. Еще в сентябре 2007 г., по оценке Json & Partners, уровень проникновения составлял 120%. Операторы говорят, что в прошлом году увеличили свою абонентскую базу. Среди операторов «большой тройки» сильнее всего она выросла у МТС. По словам Вячеслава Касымова, начальника отдела маркетинга филиала МТС «Макрорегион «Сибирь», абонентская база компании в Новосибирской области в 2007 г. увеличилась почти на 20%. «Количество абонентов «МегаФон-Сибирь» за год выросло на 12,5% (с 452 тыс. до 517 тыс.)», — рассказывает Муслим Мухамедияров, заместитель генерального директора — коммерческий директор «МегаФон-Сибирь». «Вымпелком» не раскрыл «ДК» данные о темпах роста своей абонентской базы в Новосибирской области. Евгения Мамонтова, коммерческий директор новосибирского филиала «Вымпелком», говорит лишь, что активная абонентская база увеличилась. Новосибирский филиал «Скай Линк» и вовсе отказался отвечать на вопросы «ДК».

Мухамедияров говорит, что определить, какую долю рынка занимает тот или иной оператор, сложно: «Во-первых, существуют различия в методике подсчета абонентов разных игроков рынка. Некорректно сравнивать доли рынка, рассчитанные разным способом: один оператор может учитывать абонентов три месяца, другой — шесть месяцев, третий — год. Это грубая методологическая ошибка. Естественно, в этом случае выигрывает компания с наименее жесткой учетной политикой. Во-вторых, количество абонентов не может являться решающим фактором при определении лидерства той или иной компании на рынке. Более корректно для определения доли рынка сравнивать получаемую выручку. Если два ваших абонента тратят в месяц на услуги $15 каждый, а пять клиентов конкурента — только по $5, то совершенно очевидно, чья выручка и эффективность работы выше. Перед «МегаФон-Сибирь» не стоит задача набрать как можно больше абонентов. Основной приоритет для компании — эффективность бизнес-процессов и качественная абонентская база».

И все же, при всех недостатках системы определения рыночной доли по формальному количеству обращаемых на рынке SIM-карт, приходится использовать именно ее — операторы не раскрывают данные о выручке по регионам и не торопятся переходить к единым нормам учета активных абонентов.

По данным ACM-Consulting, в Новосибирской области на 1 января 2008 г. у МТС было 1,9 млн абонентов, у «Вым- пелкома» — 1,0 млн, у «МегаФона» — 0,5 млн, у «Скай Линк» — 0,01 млн. Какие доли рынка в Новосибирской области операторы контролировали по итогам 2007 г., см. статистику.

Пресс-секретарь ГК «Диксис» Надежда Захарова говорит, что в общем объеме подключений в новосибирских магазинах «Диксис» в первом квартале 2007 г. лидировал «МегаФон», а в четвертом квартале — МТС. А вот в новосибирских салонах «Связной», по данным компании «Связной Сибирь», и в первом, и в четвертом квартале 2007 г. в подключениях лидировал «Билайн».

Абоненты говорят по мобильному все больше

«Мобильная связь прочно вошла в современную действительность. Это часть бизнеса, развлечений, взаимоотношений между людьми», — говорит Евгения Мамонтова. В целом по России средняя продолжительность разговоров (MoU) абонента «Билайн» в течение месяца в 2007 г. выросла на 31,7% (и составила 192,1 минуты). По словам Мамонтовой, более разговорчивыми стали и новосибирские абоненты «Билайн». Впрочем, MoU по Новосибирской области «Вымпелком» не раскрывает.

МТС и «МегаФон» еще не обнародовали основные показатели своей деятельности по итогам 2007 г. «Но, по нашим оценкам, в среднем в 2007 г. MoU в России у операторов «большой тройки» вырос на 40% — примерно до 180 минут», — говорит старший аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. По данным за третий квартал 2007 г. MoU абонента МТС в целом по России составляет 167 минут (в третьем квартале 2006 г. — 135 минут). MoU по Новосибирской области раскрыл лишь «МегаФон-Сибирь». В среднем в месяц в третьем квартале 2007 г. его новосибирские абоненты выговаривали больше 300 минут. «Новосибирские абоненты «МегаФона» более разговорчивы, чем, например, жители Урала или Дальнего Востока», — рассказывает Муслим Мухамедияров.

Средний доход от одного абонента в месяц (ARPU) у «МегаФона» за третий квартал 2007 г. в целом по стране составил примерно $15. Как говорит Мухамедияров, это самый высокий показатель ARPU среди операторов «большой тройки»: «Учитывая, что с каждым днем рынок сотовой связи становится более массовым и средневзвешенная стоимость одной минуты постоянно снижается, ARPU растет за счет увеличения объема потребления услуг, то есть благодаря росту продолжительности разговоров». По итогам 2006 г. ARPU в общероссийской сети «МегаФон» составлял $11,8, у МТС в 3-м квартале 2007 г. — $10 (в 3-м квартале 2006 г. — $8,6), по итогам 2007 г. у «Вымпелкома» — $12,6 (рост на 31,3%).

По оценке «Связной Сибирь» (вознаграждение дилеру зависит от расходов на связь подключенного абонента), средний ежемесячный счет новосибирских абонентов сотовых операторов составляет 400-500 руб.

Операторы сегментируют тарифные планы

«Прошлый год стал для нашей компании весьма насыщенным на различные маркетинговые инициативы, в частности, на разработку тарифных планов, удобных той или иной категории абонентов», — рассказывает Евгения Мамонтова из «Вымпелкома». В качестве примера ставших популярными тарифных планов она называет ориентированные на жителей Новосибирской области тариф «Друзья. Область» и предложение для гостей города из стран СНГ «Добро пожаловать»: «В течение года они входили в пятерку лидеров продаж». А самым популярным у абонентов «Билайн» в 2007 г. стал разработанный отделом маркетинга новосибирского филиала специально для молодежной аудитории тарифный план «Жара». «В различные периоды доля этого тарифа достигала 50% от общего числа подключений», — говорит Мамонтова.

У МТС самым популярным в Новосибирской области стал тариф RED_text (оказался привлекателен для молодежи низкой стоимостью общения внутри сети). Еще одним лидером продаж стал тариф «MAXI» (безлимитное общение с абонентами МТС России за 895 руб. в месяц). В сети «МегаФон-Сибирь» наиболее востребованным у абонентов оказался тарифный план «Мобильный» (единая цена вызова на все мобильные Сибирского региона). «Второй по популярности — «Домашний». Он ориентирован на звонки внутри сети», — говорит Мухамедияров.

По его словам, подавляющая масса соединений в сети «Мегафон-Сибирь» приходится на группу «мобильный — мобильный», а доля исходящих вызовов на стационарные номера продолжает снижаться и сегодня не превышает 3%.

Популярность дополнительных услуг растет

«Как показывает мировая практика, увеличение абонентской базы традиционно приводит к снижению доли неголосовых услуг в выручке оператора. Это связано с появлением в сети абонентов старших возрастных групп. Им нужна преимущественно голосовая связь, а SMS и GPRS-услугами они не пользуются», — рассказывает Муслим Мухамедияров.

По его словам, в Новосибирской области ситуация пока обратная — рост абонентской базы сопровождается увеличением доли выручки «МегаФона» от дополнительных услуг приблизительно на 1% в год. На конец февраля 2008 г. дополнительные услуги в Новосибирске занимают свыше 24% в выручке компании. По сравнению с февралем 2007 г. количество пользователей услуг GPRS-интернета и WAP-GPRS увеличилось с 14 до 21%.

«При этом наблюдается смещение акцента потребления данных услуг в сторону именно «мобильного» использования. Если раньше абоненты использовали GPRS для входа в интернет с компьютера, то теперь весомая часть абонентов выходит в интернет непосредственно с самого телефона. Не последнюю роль в этом сыграли наши новые предложения, стимулирующие использование WAP и GPRS, в частности, «Ночной форсаж» и «MMS за 99 копеек», — считает Мухамедияров. Он говорит, что в Новосибирской области доля доходов от допуслуг традиционно выше, чем в среднем по сети «МегаФон» в стране.

«Вымпелком» не раскрывает долю допуслуг в выручке компании в Новосибирской области. Но, как рассказывает Мамонтова, популярность неголосовых услуг у абонентов «Билайн» растет: «В прошлом году число абонентов «Билайн» в Новосибирской области, пользующихся услугами на базе GPRS, существенно выросло. Например, пользователей MMS и Internet стало почти в 2,5 раза больше». Она предполагает, что отчасти это может объясняться улучшением качества услуг: «Положительные результаты дали изменения в процедуре взаимодействия с контент-провайдерами».

Антон Погребинский из ACM-Consulting говорит, что в ARPU операторов «большой тройки» в 2007 г. средняя доля голосовых услуг — 87%, sms-сообщений — 7%, другого контента — 6%. Он отмечает тенденцию незначительного роста доли выручки от дополнительных услуг в общем объеме доходов операторов: «Хотя в большей мере они сфокусировали усилия на увеличении средней продолжительности разговора».

Операторы постепенно модернизируют свои сети, что позволяет им применять все более современные технологии. Так, у «МегаФон-Сибирь» уже около 80% инфраструктуры сети поддерживает технологию скоростной передачи данных EDGE (позволяет передавать данные вдвое быстрее, чем при GPRS). Мамонтова говорит, что EDGE доступна любому абоненту «Билайн», у которого подключена услуга «Пакет 3-х услуг GPRS» и который находится в зоне действия базовой станции с оборудованием EDGE.

«Сотовики» развивают свои сети и готовятся к 3G

Стремясь улучшить качество связи, операторы продолжают наращивать количество своих базовых станций в области. Объем инвестиций в развитие своих сетей в регионе операторы не раскрывают. По словам Мамонтовой, «Вымпелком» отдал приоритет улучшению качества связи в местах отдыха новосибирцев, в районах дач и в крупных населенных пунктах области: «В частности, улучшено радиочастотное покрытие в районе Бурмистрово, на берегу Обского моря, в районе поселка Марусино, на федеральной трассе Омск —Новосибирск, в Сузунском и Краснозерском районах». Она не раскрывает количество базовых станций, подключенных «Вымпелкомом» в регионе в 2007 г., и их общее число.

«Мегафон-Сибирь» в Новосибирской области в 2007 г. увеличил число базовых станций на четверть (теперь их около 300). По словам Мухамедиярова, покрытие было улучшено в основном в городской черте и по основным магистралям. До конца 2008 г. услуги сети «Мегафон-Сибирь» будут доступны всем жителям райцентров Новосибирской области, в том числе поселков Северное, Усть-Тарка, Убинское, Кыштовка и Чистоозерное.

МТС планирует в 2008 г. начать реализацию программы по оснащению связью тоннелей метрополитена. «Вымпелком» и «МегаФон-Сибирь» к подобным проектам приступать пока не намерены. «Срок окупаемости такого проекта будет слишком долгим», — объясняет Мухамедияров.

Все операторы «большой тройки» заявляют о намерении в 2008 г. приступить к строительству в Новосибирске сетей 3G (стандарт мобильной связи следующего или «третьего» поколения, отличающийся более высокой скоростью передачи данных и позволяющий, в частности, осуществлять видеосвязь).

«Новосибирск — крупный город с большими объемами трафика и потребностью в наращивании пропускной способности сети», — объясняет выбор города в качестве одного из приоритетных для реализации проекта для создания сети 3G Вячеслав Касымов.

По его словам, 3G поможет существенно улучшить качество уже существующих услуг и сервисов компании: «Преимущества 3G — более высокая скорость доступа в интернет, синхронизация e-mail, новые сервисы — видеозвонок и мобильное телевидение».

МТС в Новосибирской области планирует запуск в коммерческую эксплуатацию сетей 3G в середине 2009 г. «Вым- пелком» намерен запустить сеть 3G в России в ноябре 2009 г., в некоторых регионах — до конца 2008 г. Войдет ли в их число Новосибирская область, в компании уточнить затруднились.

Мухамедияров говорит, что «МегаФон-Сибирь» уже приступила к строительству 3G-сети, первый фрагмент которой планирует ввести в эксплуатацию в Новосибирске до конца 2008 г.: «Для создания такой сети, которая покрывала бы всю территорию Новосибирска без учета пригородов, потребуется приблизительно в 1,5-2 раза больше базовых станций по сравнению с количеством станций, работающих в стандарте GSM. Это связано с тем, что оборудование в 3G-сети работает на более высокой частоте, при которой дальность распространения радиоволн несколько меньше, чем в GSM-сети».

Первую в стране 3G-сеть «МегаФон» запустил в ноябре 2007 г. в Санкт-Петербурге. Минута видеозвонка стоит 5 руб. «Остальные виды услуг — передачу голоса и данных — в сетях 3G невозможно отделить от услуг 2G, и поэтому их стоимость одинакова», — объясняет Мухамедияров.

TELE2 рассчитывает привлечь новосибирцев низкими тарифами

До конца 2009 г. в Новосибирской области появится пятый оператор сотовой связи. К этому сроку свою сеть в регионе планирует запустить компания «TELE2 Россия».

Как сообщил «ДК» pr-менеджер «TELE2 Россия» Сергей Андрияшкин, лицензию на оказание услуг сотовой связи в стандарте GSM1800 в Новосибирской области компания получила в ноябре 2007 г., а в феврале 2008 г. открыла новосибирский офис. Управляющим директором TELE2 в Новосибирске назначен Дамир Тимершин. Как говорит Андрияшкин, сейчас идет подбор специалистов для работы в филиале, начинается техническое планирование сети. TELE2 не раскрывает объем инвестиций в создание сети в регионе, как и долю рынка, которую намерена занять.

У TELE2 шведские корни. Сегодня это европейский холдинг, клиентами которого являются около 25 млн человек в 15 странах Европы. В России оператор работает с 2003 г., оказывает услуги в 16 регионах более чем 8,5 млн человек. «Фактически, мы являемся четвертым сотовым оператором в России», — утверждает Андрияшкин. Для сравнения: «Скай Линк» в декабре 2007 г. обслуживал 578 тыс. абонентов в 31 регионе (из них 301 тыс. — в Москве, 195 тыс. — в Санкт-Петербурге и 82 тыс. — в других регионах).

Андрияшкин говорит, что TELE2 считает своим основным преимуществом низкие цены: «Компания предлагает простые, наиболее востребованные клиентами услуги. Стратегия низких цен позволяет значительно расширить круг пользователей мобильной связи, делая ее доступной массовому потребителю, в том числе таким группам, как бюджетники, социально незащищенные граждане».

По его словам, завоевывать рынок компании помогает агрессивная рекламная кампания с использованием юмористических персонажей.

Самое читаемое
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Как сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и ЕкатеринбургаКак сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и Екатеринбурга
  • Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.