Ритейл отвернулся от премиума

Основные события февраль ‘09 1 | Компания «Алпи» передала УРСА Банку в счет погашения долга здания четырех своих гипермаркетов. В том числе самого первого открытого в Новосибирске (и наибол

Еще полтора года назад торговля была едва ли не самым перспективным бизнесом. Бурный рост, похоже, вскружил предпринимателям голову. Они активно и помногу занимали. Причем не только для того, чтобы открывать все новые и новые магазины самостоятельно, но и для поглощения других торговых сетей. Но из-за кризиса розничный оборот в регионе с начала этого года сократился почти на 10%. Наиболее сильным падение оказалось в «премиальном» сегменте. Торговым сетям пришлось отказаться от всевозможных премиальных проектов и повернуться лицом к небогатому покупателю.
Иллюзии
Ритейлоров привлекал престижный сегмент
Вряд ли в какой-то еще сфере, кроме ритейла, можно найти столько компаний, которые всего за несколько лет выросли в разы. Созданная в 2001 г. финансистами из группы «Лэнд» торговая сеть «Холидей Классик» в 2008 г. превратилась в группу с оборотом больше 23 млрд руб. и подразделениями в пяти регионах. Начавшие еще позже развивать розничный бизнес владельцы группы «Новые торговые системы» (НТС) в прошлом году наторговали более чем на 13 млрд руб. Бурно развивался и непродовольственный ритейл. Сеть «ЧудоДом» открыла первый магазин в 2003 г., а к началу прошлого года включала уже 28 магазинов от Западной Сибири до Поволжья и имела годовой оборот в 2 млрд руб.
Стараясь опередить конкурентов, ритейлоры активно занимались поглощением коллег поменьше. Так, НТС при помощи поглощений вышел на рынок Алтая, а в Новосибирске перед самым кризисом завершил приобретение своего главного местного конкурента — группы «Квартал». «Живых» денег это от НТС потребовало не так много (около 80 млн руб.), однако компании пришлось взять на себя долги конкурента — порядка 2,6 млрд руб. Немалые средства вкладывались ритейлорами и в покупку недвижимости.
Доходы населения росли. Торговцы из массового сегмента стремились к более прибыльным товарам и форматам. «Холидей» для обслуживания более состоятельной части населения даже создал отдельную торговую сеть «Турне», где можно было найти и французские копчености, и итальянские вяленые томаты. НТС приобрела специально для работы в более престижном сегменте франшизу сети «Патэрсон». Ее магазины должны были удовлетворить потребности тех, кому универсамы основного проекта НТС, развиваемой по франчайзингу сети «Пятерочка», казались слишком простыми. Продавцы и производители непродовольственных товаров также устремились в «премиум»-сегмент. Например, «Обувь России» запустила новый бренд Emilia Estra.
Страхи
Торговые сети оказались на грани банкротства
Первыми почувствовать кризис ритейлоров заставили не покупатели, а банкиры. Лишившись длинных дешевых денег и видя, как на глазах дешевеет рубль, они практически прекратили выдачу кредитов и даже порой стали настаивать на скорейшем возвращении старых займов. А лидеры рынка уже успели набрать серьезную кредитную нагрузку. Так, у НТС за 2008 г. долг увеличился с 3,15 млрд руб. до почти 7,5 млрд руб. При обороте (в прошлом году) 13,4 млрд руб. такая долговая нагрузка была близка к критической. У «Холидея» дела обстояли несколько лучше — 7 млрд руб. долга при 23 млрд руб. оборота (2008 г.), но хорошим финансовое состояние компании назвать было тоже сложно.
И «Холидей», и НТС начали везде, где это только возможно, увеличивать отсрочки платежей поставщикам. Возмущенные поставщики кинулись жаловаться в суд, а кое-кто даже начал требовать признания НТС банкротом. Некоторые компании предпочли прекратить поставки. Самым громким скандалом такого рода можно считать недолгий бойкот «Холидея» компанией Coca-Cola HBC Eurasia. Оказавшись в трудном положении, «Холидей» чуть было не стал объектом поглощения со стороны крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group.
Однако худшего удалось избежать. Из крупных игроков жертвами кризиса в Новосибирске стали только магазины иногородних сетей — «Алпи» (Красноярск) и «Мосмарт» (Москва). Их закрытие не создало на рынке вакуума. В помещениях двух из трех закрывшихся «Алпи» в этом году начали работать «макси-маркеты» «Поляна» компании «Регионмарт».
Ко второй половине года банковская система начала оживать, и НТС смогла рефинансировать большую часть своих банковских заимствований. Облигации были частично выкуплены с рынка, частично переведены в более длинные кредиты. По сведениям начальника управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг администрации Новосибирской области Ларисы Ярковой, долг НТС поставщикам сократился по сравнению с началом года с 130 млн руб. до 30 млн руб. В погашении долга НТС применила метод, который эксперты называют революционным — предложила своим кредиторам обменять долги за поставленные товары на облигации. Те, кто решился это сделать, даже смогли получить небольшую компенсацию за задержку платежа — им был выплачен купонный доход (7,5 %).
Уроки
В кризис лучше ориентироваться на небогатого покупателя
По данным Росстата, оборот розничной торговли в регионе по итогам октября 2009 г. упал по сравнению с прошлым годом почти на 10%. Причем, как признают ритейлоры, наиболее сильно падение затронуло продажи продуктов, относящихся к «премиальному» сегменту.
Одной из первых на изменение конъюнктуры отреагировала «Обувь России». Еще в конце 2008 г. она свернула свой проект Emilia Estra. Генеральный директор компании Антон Титов объясняет это решение снижением спроса в условиях финансового кризиса. По его оценке, сильнее всего снижение покупательской активности сказалось на продажах товаров средней и среднедорогой ценовых ниш (сегмент Emilia Estra).
Извлекли уроки из кризиса и другие торговцы. «Холидей» в начале года запустил новый проект — сеть дискаунтеров «Холди» с минимальным ассортиментом (600-800 позиций) и предельной простотой выкладки. По словам генерального директора компании «Холидей» Алексея Захарова, издержки «Холди» примерно вдвое меньше, чем у аналогичных по размеру магазинов других форматов. Открыто уже больше десяти «Холди», и в ближайшей перспективе компания намерена довести число таких магазинов до 30. Следом за «Холидеем» собственную сеть дискаунтеров «Лидер экономии» запустила и НТС.
Возможности
Аренда стала дешевле
При всех проблемах кризис принес и некоторые позитивные перемены. Директор по корпоративному управлению НТС Александр Агеев считает, что на рынке стало гораздо меньше спекулятивных проектов. Тех, что рассчитаны не на получение прибыли от торговли, а на рост рыночной стоимости бизнеса. «Это снижает давление на рынок недвижимости», — отмечает директор компании RID Analytics Елена Ермолаева. Уменьшилась конкуренция за новые площадки, ритейлорам стало проще вести переговоры с владельцами помещений.
Несмотря на то что строительство большинства крупных торгово-развлекательных центров оказалось замороженным, некоторые, возможно, все-таки будут введены в эксплуатацию в будущем году. Увеличение предложения торговых площадей может еще сильнее опустить ставки аренды. У тех, кто остался на рынке, есть шанс упрочить свои позиции в городе. Определенно воспользуется этой возможностью, например, сеть «Ашан». Она уже подписала договор с девелоперской компанией «Успех» об открытии магазина в новом ТЦ Golden Park.


Основные события

февраль ‘09

1 | Компания «Алпи» передала
УРСА Банку в счет погашения долга здания четырех своих гипермаркетов. В том числе самого первого открытого в Новосибирске (и наиболее эффективного, по мнению экспертов) на улице Петухова. УРСА
Банк в свою очередь передал эти помещения компании «Регионмарт», акционером которой является. В мае в этом здании начал работать первый в Новосибирске крупноформатный магазин сети «Поляна» «Регионмарта».

март ‘09

1 | Новосибирское хлебообъединение «Восход» объявило о намерении развернуть сеть небольших магазинов в партнерстве с мясопереработчиками и молокозаводами. Ранее компания делала ставку на работу с крупными торговыми сетями.

2 | Крупнейший за Уралом оператор розничного рынка строительных и отделочных материалов— новосибирский «Домоцентр»— выставил на продажу большую часть своей торговой недвижимости— всего свыше 36 тыс. кв. м. За 15 объектов и три земельных участка компания хотела получить 3,4 млрд руб.

апрель ‘09

1 | По итогам аукциона на право заключения договора аренды помещений, принадлежащих МУП «Новосибирский метрополитен», победителем становится созданная специально для этого проекта компания «РИК». «РИК» соглашается заплатить за аренду цену более чем вдвое превышающую начальную— 5,55 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц. Это первый столь крупный контракт на рынке торговой недвижимости с начала кризиса. Сейчас подавляющее большинство торговых мест, которые «РИК» создал на арендованной площади, сданы в субаренду.

июнь ‘09

1 | Французская сеть магазинов демократичной одежды Kiabi останавливает поставки своему российскому франчайзинговому партнеру— новосибирской компании «Россмарт». Это приводит к закрытию одного из двух новосибирских магазинов сети. Второй прекратит работу в августе.

Основные события

июль ‘09

1 | Благодаря конфликту между партнерами, становятся известны подробности покупки новосибирского ЦУМа. Оказывается, что покупатель— ЗАО «Силуэт-Н» — для совершения этой сделки не только взял кредит в банке «Уралсиб» (около 1 млрд руб.), но и привлек партнеров, которые вложили в этот проект 200 млн руб. Таким образом, самая крупная сделка по приобретению недвижимости в Новосибирске оказалась совершена, по сути, за заемные средства.

август ‘09

1 | X5 Retail Group подает на своего франчайзи компанию «Новые торговые системы» (НТС) в суд, обвиняя ее в незаконном использовании товарного знака «Пятерочка». Причиной такого шага стало то, что НТС перевела все свои магазины «Пятерочка» под новое юридическое лицо (пытаясь застраховаться от возможных недружественных действий со стороны кредиторов) до того, как перезаключила договор с X5. Эта тяжба стала первым прецедентом такого рода в системе «Пятерочки». Однако партнерам удалось быстро договориться об условиях дальнейшего сотрудничества.

октябрь ‘09

1 | В Новосибирске открыт второй торговый центр немецкой компании Metro cash&carry. Он построен на территории Новосибирского электровакуумного завода. Общая площадь магазина составляет 14,3 тыс. кв. м, объем инвестиций— около 20 млн евро.

2 | В Новосибирске открывается сразу четыре крупноформатных магазина дешевой одежды сети Brosko тюменской компании «Элита». Это первый случай столь мощной экспансии. Впрочем, один из этих магазинов (в торговом центре ЦУМ) закрылся уже через 20 дней, а другой (в ГУМе) вдвое сократил площадь.

2 | Закрывается последний магазин сети «Мосмарт» в Новосибирске. Руководство торгово-развлекательного центра «Сибирский Молл» отключило в помещении гипермаркета электроэнергию, отчаявшись взыскать с ритейлора задолженность по арендной плате. Это первый прецедент такого рода с магазинами крупных сетей. Эксперты считают, что арендодатель вряд ли бы стал так поступать, если бы не был уверен в том, что легко найдет замену выселяемому арендатору.

Основные события

июль ‘09

1 | Благодаря конфликту между партнерами, становятся известны подробности покупки новосибирского ЦУМа. Оказывается, что покупатель— ЗАО «Силуэт-Н» — для совершения этой сделки не только взял кредит в банке «Уралсиб» (около 1 млрд руб.), но и привлек партнеров, которые вложили в этот проект 200 млн руб. Таким образом, самая крупная сделка по приобретению недвижимости в Новосибирске оказалась совершена, по сути, за заемные средства.

август ‘09

1 | X5 Retail Group подает на своего франчайзи компанию «Новые торговые системы» (НТС) в суд, обвиняя ее в незаконном использовании товарного знака «Пятерочка». Причиной такого шага стало то, что НТС перевела все свои магазины «Пятерочка» под новое юридическое лицо (пытаясь застраховаться от возможных недружественных действий со стороны кредиторов) до того, как перезаключила договор с X5. Эта тяжба стала первым прецедентом такого рода в системе «Пятерочки». Однако партнерам удалось быстро договориться об условиях дальнейшего сотрудничества.

октябрь ‘09

1 | В Новосибирске открыт второй торговый центр немецкой компании Metro cash&carry. Он построен на территории Новосибирского электровакуумного завода. Общая площадь магазина составляет 14,3 тыс. кв. м, объем инвестиций— около 20 млн евро.

2 | В Новосибирске открывается сразу четыре крупноформатных магазина дешевой одежды сети Brosko тюменской компании «Элита». Это первый случай столь мощной экспансии. Впрочем, один из этих магазинов (в торговом центре ЦУМ) закрылся уже через 20 дней, а другой (в ГУМе) вдвое сократил площадь.

2 | Закрывается последний магазин сети «Мосмарт» в Новосибирске. Руководство торгово-развлекательного центра «Сибирский Молл» отключило в помещении гипермаркета электроэнергию, отчаявшись взыскать с ритейлора задолженность по арендной плате. Это первый прецедент такого рода с магазинами крупных сетей. Эксперты считают, что арендодатель вряд ли бы стал так поступать, если бы не был уверен в том, что легко найдет замену выселяемому арендатору.

 

 

Торговля сбавила обороты

Динамика оборота розничной торговли в Новосибирской области в 2009 г.

месяц

Оборот, в млрд руб.

Динамика

в % к предыдущему периоду

в % к соответствующему периоду прошлого года

Январь

20,2

72,8

97,4

Февраль

19,1

93,1

86,5

Март

22,3

115,7

92,7

Апрель

22,9

101,7

95,2

Май

22,7

101,0

94,7

Июнь

22,7

98,0

93,1

Июль

22,6

98,5

89,5

Август

23,5

103,8

89,5

Сентябрь

23,3

98,7

88,5

Октябрь

24,2

104,1

90,8

 

Источник: Новосибстат

 


Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.