Ситуация на рынке готового бизнеса по итогам 3 квартала показала рост сразу в нескольких сферах по сравнению со 2. Самый большой интерес у предпринимателей вызывают компании сферы развлечений.
Рынок готового бизнеса постепенно восстанавливается, уверены в Авито. В процессе его исследования аналитики заметили положительную динамику как спроса, так и предложения: бизнесмены стали интересоваться покупкой компаний на 16% чаще, а вариантов готового бизнеса стало больше на 8%.
Согласно статистике, в третьем квартале на рынке готового бизнеса максимальное внимание привлекли компании сферы развлечений (+29% за квартал) и общепита (+21%). Ранее эти сферы теряли популярность из-за ограничений для бизнеса. Интерес к торговым предприятиям и предприятиям сферы услуг вырос по 19% каждая. Интерес к покупке строительных компаний вырос еще на 14%.
Сельхозпредприятия и производственные организации в третьем квартале были не очень популярными на рынке готового бизнеса. Спрос на производства и сельскохозяйственные компании практически не вырос, показатель упал на 1% и 2% соответственно, что в целом находится в рамках статистической погрешности. Однако в Новосибирске спрос на предприятия в сфере сельского хозяйства вырос на 37%, а производственные организации заинтересовали предпринимателей в третьем квартале на 16% больше, чем в предыдущем, — говорится в исследовании.
По данным Авито, наиболее яркая динамика наблюдается в сфере сельхозпредприятий: количество объявлений об их продаже выросло на 53% по сравнению с предыдущим кварталом. Количество объявлений о продаже предприятий общепита выросло всего на 6%, сферы развлечений — на 9%, торговых организаций и компаний сферы услуг — на 7% и 6% соответственно. А вот продавать интернет-магазины стали реже на 4%.
Самыми дорогими компаниями МСБ на Авито стали сельхозпредприятия и производственные организации. В среднем их продавали за 2 млн руб. и 1,06 млн руб. соответственно. В то же время производства подорожали на 33%, а цены на сельхозкомпании упали на 39%. Стройкомпании выросли в цене на 12% за квартал и стоили в среднем 370 тыс. руб. Общепит подорожал на 7% (до 800 тыс. руб.), компании сферы услуг (480 тыс. руб.) и торговли (390 тыс. руб.), напротив, упали в цене — на 4% и 3% соответственно.
В Новосибирске готовый бизнес выставляли на продажу в среднем за 690 тыс. руб. Дешевле всего в третьем квартале продавали бизнесы в Волгограде, Нижнем Новгороде и Ульяновске — в этих городах предприятие можно было купить в среднем за 250 тыс. руб.
Режим самоизоляции поставил на паузу работу множества компаний малого и среднего бизнеса — не все из них смогли пережить «коронакризис», даже возобновив деятельность после снятия ограничений. По подсчетам экспертов, число желающих продать готовый бизнес после самоизоляции выросло на треть в крупнейших городах РФ: в Новосибирске таких предпринимателей стало больше на 29%.