Центр политической конъюнктуры (ЦПК) совместно с Проектным центром «Инфометр» проанализировал работу глав российских регионов и их аппаратов с обращениями граждан.
В ходе исследования аналитики направили запросы к руководству регионов по наиболее актуальной и волнующей граждан теме — господдержка в условиях пандемии коронавируса. Вопрос был задан в свободной форме. Формулировка вопроса оставляла для госорганов возможность ограничиться предоставлением информации исключительно по перечисленным в запросе пунктам или же дать более расширенный ответ:
Здравствуйте.
Подскажите, пожалуйста, где я могу узнать о региональных мерах поддержки для граждан в связи с коронавирусом? В первую очередь интересует возможность получения жилищной субсидии на оплату ЖКУ, а также кредитные каникулы и иные меры.
Из 85 регионов только в восьми не удалось направить запрос на имя губернатора по трем основным причинам: нельзя выбрать главу региона в качестве адресата, для отправки сообщения требуется регистрация, технические проблемы. 11 глав регионов на 13 октября 2020 г. так и не направили ответы на запросы авторов.
Губернатору Новосибирской области Андрею Травникову на ответ потребовалось 11 дней — по скорости ответа он попал на девятое место из 66 возможных. Быстрее всех работает с обращениями губернатор Липецкой области Игорь Артамонов и глава Республики Саха Айсен Николаев — оба они тратят на ответ всего лишь два дня. Дольше всех собирается с мыслями Рамзан Кадыров (Чеченская Республика) — 72 дня. В итоге на 54 запроса ответы были направлены в установленные законом срок или быстрее, в 12 случаях ответы пришли с опозданием.
Если говорить о качестве ответа главы региона, то в общем списке он занял только 25 строчку (из 66):
- 5 баллов из 10 за полноту ответа (т.е. была представлена обрывочная информация (более двух, но менее пяти мер поддержки) в усеченном виде);
- 10 из 10 за оформление ответа (имеется информация о номере запроса, дате ответа, подпись должностного лица, ответ выполнен на бланке);
- 6,6 из 10 — за скорость ответа (время ответа — 11 дней).
На первом и втором местах оказался глава Нижегородской области Глеб Никитин и Сергей Развожаев (Севастополь). Третье место — у Юрия Бездудного (Ненецкий автономный округ).
По мнению ЦПК, технологии не повлияли на успех: все губернаторы и/или сайты правительств имеют функционирующие формы обратной связи, но в 30% случаев запросы остались без ответа или же технические проблемы не позволили оправить запрос. Кроме того, остается проблемой и формализм: ответы содержат большое количество ссылок на нормативно-правовые акты, которые часто не раскрывают суть темы.
Также по мнению аналитиков ЦПК, у власти есть проблемы с делегированием и очень мала доля тех, кто пользуется электронным документооборотом. Зачастую на невысоком уровне находится и оформление ответов: некоторые госорганы присылали грязные сканы, отпечатанные на низкокачественной бумаге и отсканированные на старом сканере.