Меню

«Главная причина успеха логистического бизнеса — в его универсальности»

Руководитель направления международного маркетинга СДЭК Елена Баранова рассказала о том, почему стала популярна франшиза на рынке логистики, и как ее правильно выбрать.

Популярность франшизы в логистическом бизнесе

— Прошлый год повлиял не только на жизни людей, но и на глобальный рынок тоже. Из-за закрытых границ между странами в мире значительно сократились производственные мощности. Пандемия нарушила привычные отношения между производителем и потребителями и серьезно изменила бизнес логистических компаний.

Местный рынок логистики тоже не остался в стороне. Нагрузка на онлайн-доставки сильно увеличилась. Режим самоизоляции подтолкнул многих к переходу в онлайн, что в свою очередь поспособствовало стремительному развитию сектора e-commerce.

В 2020 г. все главные игроки рынка логистики смогли удержать бизнес. По результатам исследования агентства Main Mine, 11 из 20 крупных транспортных и логистических компаний увеличили прибыль по сравнению с 2019 г. Кроме того, некоторым из этих организаций удалось расширить сеть.

Из-за популярности отрасли можно было наблюдать открытие новых небольших логистических операторов. Однако, открывая бизнес с нуля, достаточно сложно, даже практически невозможно, составить серьезную конкуренцию на рынке. Поэтому в 2020 г. выросло количество франшиз.

Преимущества и недостатки франшизы  

— Главная причина успеха логистического бизнеса — в его универсальности и востребованности в любых масштабах, так как доставка грузов, товаров и документов необходима каждому городу.

Известность бренда и опробованная бизнес-модель — существенные аргументы в пользу франшизы. Кроме этого, при покупке бизнеса франчайзи получает основную инфраструктуру: склады, сортировочные центры, транспортные схемы, тарифы и маршруты. Это огромный пласт, который невозможно быстро создать с нуля.

Однако, несмотря на большое количество плюсов, логистический бизнес по франшизе неидеален. Прежде чем купить франшизу транспортной компании, нужно оценить риски. Так, например, есть риск купить недоработанную бизнес-модель. А также ваш бизнес будет всегда зависеть от репутации и финансовой состоятельности головной компании. Не стоит забывать и о том, что, покупая франшизу, вы инвестируете в рост и развитие чужого бизнеса и будете ежемесячно платить роялти головной организации. Нельзя не упомянуть и конкуренцию, которая из-за популярности отрасли довольно высока.

Все плюсы и минусы транспортной франшизы целиком зависят от условий договора конкретной компании и вовлеченности потенциального покупателя. Поэтому прежде, чем купить транспортную франшизу, необходимо изучить условия покупки и оценить свои возможности.

Требования бизнеса

Прежде всего стоит определиться с местом открытия бизнеса: мегаполис или, наоборот, небольшой населенный пункт. Обязательно необходимо проанализировать рынок и спрос на услуги в конкретном регионе. 

Проще всего открыть логистическую компанию в городах-миллионниках, таких, как Москва, Санкт-Петербург или Новосибирск. Это связано с большой численностью населения и высокой востребованностью направления e-commerce. В маленьких отдаленных населенных пунктах открывать бизнес по франшизе значительно сложнее. Для успешного и результативного продвижения бизнеса в небольших городах необходимы точечные каналы, специальные локальные и четко нацеленные рекламные кампании.

Конечно, работа по франшизе предполагает, что услуги рекламирует головной офис, но, если это не противоречит правилам франчайзинга, можно продвигать себя на местном уровне. В первую очередь вы должны быть заинтересованы в расширении собственного бизнеса.

Также в логистике нельзя обойтись только своими силами. Если нет большого стартового капитала, то не стоит набирать большой штат. Для старта хватит и трех-четырех сотрудников.

При выборе франшизы обратите внимание на финансовую историю фирмы: сроки существования на рынке, колебания прибыли, опыт франчайзинга и репутацию среди франчайзи, конкурентов и потребителей. Все это позволит получить полную картину о потенциальном партнере. Кроме этого, посмотрите наличие юридических ограничений, исков и тяжб в судах. Избегайте франчайзеров, у которых проблемы с законом.

Открыть логистическую компанию — сложный процесс, который окупается довольно длительное время, если запускать его с нуля. Транспортная франшиза позволяет снизить риски и сократить время окупаемости. Однако прежде, чем ее приобрести, необходимо тщательно изучить рынок и специфику работы. Профессиональный франчайзер должен не просто предоставить имя бренда, но и поддержать своего нового партнера на начальных этапах, так как от качества работы одного офиса зависит общий успех сети.