Россельхозбанк прогнозирует, что конкуренция в интернет-ритейле между розничными сетями и онлайн-маркетплейсами продолжит расти. Это придаст дополнительный импульс развитию малых форм хозяйствования.
Под воздействием кризиса для продрынка РФ основными трендами стали резкий рост спроса на российские продукты за рубежом и изменение модели потребления на внутреннем рынке. Спрос сместился из ресторанов в розничную торговлю, которая сама потеряла часть потребителей из-за взрывного роста онлайн-заказов, считают аналитики Росссельхозбанка. В Центре отраслевой экспертизы (ЦОЭ) Россельхозбанка уверены, что конкуренция в интернет-ритейле между розничными сетями и онлайн-маркетплейсами продолжит расти. А это в свою очередь придаст дополнительный импульс развитию малых форм хозяйствования.
По данным Росстата, в 2020 г. оборот розничной торговли упал на 4,1%, а общепита — на 20,7%. Зато, по оценке ЦОЭ, рынок онлайн-торговли в РФ перевалил в за 3 трлн руб., а доля интернет-торговли продтоварами выросла с 6 до 9%. В течение нескольких лет этот показатель будет дотягиваться до Великобритании, Германии, США (15%) и Китая (30%).
Переход к модели потребления онлайн начался до кризиса, но кризис значительно ускорил этот процесс. Логично предположить, что по мере возвращения к привычной жизни темпы роста онлайн-торговли могут незначительно снизиться, но конкуренция в интернет-ритейле между сетевой розницей и специализированными маркетплейсами, такими как «Свое Родное» продолжит расти. Фактором развития рынка интернет-торговли продовольственными товарами станет рост доли фермерской продукции в общем объеме производства сельхозтоваров в России, — рассказал руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.
По информации Россельхозбанка, с 2010 по 2020 гг. производство фермерской продукции в РФ выросло в пять раз — до 873,4 млрд. руб. Доля фермеров в общем объеме производства увеличилась в два раза — с 7% до 14%. Согласно прогнозу ЦОЭ, доля фермерских хозяйств в АПК в следующие 5 лет вырастет до 18-20%.
На примере запущенной Россельхозбанком в 2020 г. платформы «Свое Родное» мы видим, что на насыщенном рынке продуктов питания ценовой фактор начинает уходить на второй план. Потребитель больше обращает внимания на качество, вкус, экологичность и географическую близость производства, что открывает возможности наращивания производства фермерскими хозяйствами. Развитие онлайн-торговли позволяет фермерам существенно сократить сбытовую цепочку от производителя до конечного потребителя, выведя из нее значительную часть розничного звена, — прокомментировал Дальнов.
Сейчас в производстве сельхозпродукции преобладают крупные и средние организации. Они выполнили свою роль и насытили рынок относительно дешевыми продуктами питания.
С ростом доходов населения конкурентоспособность связок «фермеры — несетевые рестораны», «фермеры — онлайн-маркетплейс — потребитель» будет расти по отношению к связке «крупные комплексы — федеральные розничные сети». Рост онлайн-торговли также будет означать, что сократится доля импульсивных покупок в гипермаркетах.
Кстати, Россельхозбанк уже предложил продавцам площадки «Свое Родное» доставлять товары своим клиентам через логистическую платформу «Доставка Яндекс Go». Услуга доступна в 500 городах РФ всем фермерам-участникам платформы «Свое Родное», которые используют опцию курьерской доставки. Как прокомментировала тогда руководитель Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка Елена Батурова, сотрудничество с новым видом доставки позволит присоединившимся к торговой площадке фермерам значительно увеличить число клиентов и расширить географию заказов.
Читайте также откровения питерского шеф-повара: «Когда я решил пойти поваром работать, в моей семье это вызвало шок».